Эксперты: «Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых автомобилей»
Аналитики заявили, что по объемам производства автомобилей внутри СНГ по итогам первого полугодия 2022 принадлежит Узбекистану.
Эксперты российского аналитического агентства «ПромРейтинг» заявили, что пальма первенства по объемам производства автомобилей внутри СНГ по итогам первого полугодия 2022-го принадлежит узбекской компании. Согласно новому исследованию этого российского агентства за первые 6 месяцев нынешнего года Узбекистан произвел больше легковых автомобилей, чем Российская Федерация, и занял лидирующее положение среди автопроизводителей СНГ по объёмам производства.
С большой долей уверенности можно отметить, что пальма первенства по объемам производства автомобилей внутри СНГ по итогам первого полугодия 2022-го принадлежит именно узбекской компании, — считают эксперты российского аналитического агентства «ПромРейтинг».
У пяти из девяти стран СНГ есть собственная автомобильная промышленность. Поскольку за последние месяцы обстановка в мировой политике и экономике изменились, статистика 2022 года содержит в себе некоторые неожиданности, предупреждают авторы исследования.
В СНГ входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан, суммарная численность населения почти 250 млн человек. Только первые пять из перечисленных стран работают совместно на условиях единого таможенного и экономического пространства, поскольку являются членами и другой организации региональной интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), хотя некоторые формы упрощенного внешнеторгового взаимодействия по отдельным категориям товаров и на особых условиях предусмотрены и внутри СНГ.
Развитая автомобильная промышленность исторически со времен СССР сложилась в России и Беларуси. За последние 25 лет с нуля крупные автопроизводства были взращены в Узбекистане и Казахстане. Также в Беларуси сформировалось производство легковушек. Небольшие автосборочные предприятия за последние годы возникли в Азербайджане.
Стоит оговориться, что в последние годы крупнейший автопроизводитель Казахстана попал в ситуацию, в которой бизнес по производству сразу нескольких брендов пришлось закрыть. Сейчас статус лидера перешел от «АЗИЯ АВТО» к «СарыаркаАвтоПром». Ситуация не сказать, чтобы типичная. Все же мы отвыкли от столь крупных скандалов и дележа бизнеса, — говорится в исследовании.
Стоит отметить подвешенное состояние ижевской площадки АВТОВАЗа. На момент проведения исследования в медийном пространстве появилась информация о возможном переносе производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти».
Вот как соотносятся объемы производства легковых + легких коммерческих автомобилей в этих пяти странах по итогам 2021 года:
- Россия — 1,4 млн авто,
- Узбекистан — 236 тысяч,
- Казахстан — 93 тысячи (с учетом грузовиков и автобусов),
- Беларусь — около 35 тысяч,
- Азербайджан — 2 тысячи.
По результатам 2021 года ТОП-10 крупнейших производителей легковых и легких коммерческих машин в СНГ выглядел так:
- АВТОВАЗ (Тольятти и Ижевск, Россия) — 430 тысяч авто,
- UzAuto Motors (Асака и Хорезм, Узбекистан) — 236 тысяч,
- Hyundai Motor Manufacturing Rus (Сестрорецк, Россия) — 234 тысячи,
- Автотор (Калининград, Россия) — 177 тысяч,
- Volkswagen Group Rus (Калуга, Россия) — 118 тысяч,
- ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) — 117-127 тысяч авто: 65-75 тысяч легких коммерческих авто собственного бренда (точных данных нет) + 52 тысяч легковых VW и Skoda,
- Renault Россия (Москва, Россия) — 88 тысяч,
- Toyota Motor Manufacturing Rus (Шушары, Россия) — 81 тысяча,
- СарыаркаАвтопром (Костанай, Казахстан) — 60 тысяч (с учетом грузовиков и автобусов),
- Nissan Motor Manufacturing Rus (Санкт-Петербург, Россия) — 45 тысяч.
В первой половине 2022 года политическая и экономическая ситуация в Евразии по известным причинам радикально изменилась. Из-за событий на Украине Запад с конца февраля «душит» Россию жесткими санкциями. Большая часть европейских и японских компаний приостановили работу в РФ на неопределенное время. Из-за недопоставки компонентов из-за рубежа сбился нормальный ритм производства автомобилей на автозаводах, принадлежащих национальным российским компаниям, — пишет «ПромРейтинг».
Флагман российского автопрома — АВТОВАЗ — не раскрывал данные о производстве автомобилей в январе-июне 2022-го, но по мнению независимых экспертов в указанном периоде компания в сумме на двух своих автозаводах собрала не более 80 тыс машин, поскольку мощности АвтоВАЗ из-за срыва поставок компонентов большую часть времени с февраля и до начала июня простаивали.
Российский завод Hyundai простаивает по политическим причинам с начала марта, однако по итогам первых двух месяцев он мог выпустить около 40 тысяч машин.
По результатам выпуска машин на других автозаводах в России с начала 2022 года сведений слишком мало.
В течение 2022 года автозаводы Узбекистана и Казахстана будут активно наращивать выпуск машин на своих конвейерах, поскольку они не обременены международными ограничениями, от которых в настоящее время страдают предприятия в России и Беларуси, — считают эксперты.
Кроме того, компания UzAuto Motors вложила в производство автомобилей на новейшей платформе GM GEM на своих мощностях 620 млн долларов. С июля 2022 года в разгар кризиса на мощностях узбекской компании в Асаке стартовал массовый выпуск товарных образцов кроссовера Chevrolet Tracker, в начале 2023 года компанию ему составит седан Chevrolet Onix.
Исходя из приведенных данных, специалисты уверены, что география автомобильного производства в СНГ в ближайшие годы сильно изменится.