Как пережить энергокризис: опыт Грузии
Стране удалось полностью реформировать систему и определить свой путь развития.
Путь к реформам
В первые годы после распада Советского Союза, Грузия пережила сильнейший энергетический кризис за долгое время. Был большой дефицит электричества, отключили природный газ, люди остались без отопления, общественный транспорт работал с перебоями, возникали проблемы с едой. Электроэнергию хоть и давали, но на несколько часов, водоснабжение работало относительно исправно.
[caption id="attachment_61103" align="aligncenter" width="1000"] Фото: Гурам Цибахашвиоли. Торговля дровами на улице в Тбилиси, 1998 год.[/caption]
Реформировать энергетику в Грузии пытались еще в начале 1990-х годов. Тогда попробовали адаптировать европейский образец, для чего законодательно ввели запрет на вертикальную интеграцию и прямые договоры между участниками рынка.
[caption id="attachment_61094" align="aligncenter" width="1200"] Фото: Серго Эдишерашвили, Национальный архив Грузии. Печки на стихийном рынке на улицах Тбилиси, 1993 год.[/caption]
Реформа энергетической сферы
В 2004 году к власти в Грузии пришла команда Михаила Саакашвили, которая навела порядок в системе распределения. Вплоть до 2005−2006 годов Грузия импортировала у Армении до 15% электроэнергии. Поставки осуществлялись через ЛЭП «Алаверды», находившиеся в пользовании российской «Интер РАО ЕЭС».
Роль России в энергетическом секторе Грузии существенно возросла после того, как 31 августа 2003 года российская государственная компания «Интер РАО ЕЭС» приобрела у американской AES три четверти акций распределительной компании «Теласи». AES купила этот пакет в 1998 году за 22,5 миллиона долларов.
7 июня 2006 года парламент Грузии утвердил «Основные направления государственной политики в энергетическом секторе», в которых главным средством улучшения системы энергоснабжения Грузии стала передача энергетических объектов в частную собственность. Реформа должна была осуществиться в трёх направлениях. Для начала изменилась структура энергетической системы и разделились обязанности между её участниками. Вторым этапом была пересмотрена тарифная политика. И благодаря первым двум мерам удалось осуществить заключительный этап — приватизация объектов.
В системе появилась идея оптового рынка. Вся энергия, которая поступала для распределения, направлялась покупателям. Идея заключалась в том, что летом оптовый рынок накапливает деньги, а зимой на эти деньги осуществляет более дорогой импорт. Но на деле ОРЭ (ОРЭ — Оптовый рынок электричества, — прим. редактора) как таковой был не покупателем или продавцом, а посредником. Между покупателем энергии и ее продавцом не было юридических отношений, соответственно, у них не могла возникнуть задолженность друг перед другом.
Следом появилась идея о ликвидации всех регулирующих органов и создании объединенных компаний по географическому принципу с условным названием East и West. Предполагалось, что East и West могли конкурировать между собой. Этому сопутствовало решение о разделении трех функций — генерации, передачи и дистрибуции электроэнергии. Все участники рынка смогли работать по прямым контрактам. В стране появился новый оператор — ESCO, покупающий излишки электроэнергии и торгующий ими как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, генерирующие компании избавились от проблем из-за неумения продавать излишки генерации.
Ключевым решением в рамках реализации реформ стало введение неправительственной Национальной комиссии по регулированию энерготарифов. В стране была введена трёхступенчатая система тарифов, которая была направлена еще и на то, чтобы люди потребляли меньше электричества. При потреблении на уровне 100 кВт.ч абоненты платили меньше, потому что первая ступень соответствует тарифу гидроэлектростанции. Если потребление идёт на уровне третьей ступени, то дополнительно платили за ресурс теплоэлектростанции. Трехступенчатый тариф рассчитывался только для населения. Для организаций, исходя из их типа, была принята отдельная схема. К первому типа относились организации, у которых большие объемы потребления и которые сами могли участвовать в торгах или заключать контракты на электроэнергию с производителями. Для второго типа организаций – коммерческих компаний – рассчитывался средневзвешенный тариф всех трех ступеней.
[caption id="attachment_61095" align="aligncenter" width="2072"] Фото: Спутник / Виктор Каминский. ГЭС Ингури.[/caption]
Реформирование газовой отрасли
После удачных реформ в энергетике, правительство перешло к реформированию газовой отрасли. Газ поступал в Грузию из России даже после распада Советского Союза, но частые задолженности перед российскими и туркменскими компаниями приводили к множественным перебоям в поставках.
В первую очередь государство полностью отказалось от назначения оптовых тарифов. Компания, которая построила транспортную или дистрибуторскую сеть, полностью освобождалась от какого-либо тарифного регулирования. Впоследствии все газораспределительные компании были переданы в частную собственность. Государству принадлежали только магистральные трубопроводы.
В мае 2005 года Михаил Саакашвили заявил, что ввод в эксплуатацию экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан положит начало энергетической независимости Грузии. По словам президента, нефтепровод, а также строящийся экспортный газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзерум» обеспечат энергетическую безопасность Грузии. По его мнению, вопрос энергетической безопасности страны должен будет решиться к концу 2006 года.
В рамках проекта Баку-Тбилиси-Эрзерум Грузия должна была получать ежегодно до 800 млн куб.м азербайджанского природного газа. Для потребностей Грузии этого объема газа было недостаточно. Кроме того, в Министерстве топлива и энергетики Грузии сообщили, что США должны были помочь правительству страны в переговорах с правительством Азербайджана и спонсорами строительства газопровода об увеличении поставок топлива для Грузии.
Трехступенчатый тариф с заложенным в нем механизмом снижения потребления импортного топлива подтвердил свою эффективность. Производство электроэнергии в 2007–2009 годах на 18% превысил уровень первой половины 2000-х годов, а потребление газа, нараставшее с ускорением в 2003–2006 годах, сократилось за следующие три года более чем на треть.
[caption id="attachment_61104" align="aligncenter" width="1280"] Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан[/caption]
Грузия сейчас
Сегодня в Грузии более 80 объектов генерации, в том числе старые ГЭС: Ингури, Варднил ГЭС, Храми ГЭС 1, Храми ГЭС 2, Варцихе, Жинвали и 5 ГЭС компании «Энерго-Про Джорджия». Всего регулируются 11 средних и крупных ГЭС, то есть, тариф на вырабатываемую ими энергию устанавливается регулирующей комиссией.
В 2015 году в силу вступил документ «Энергетическая политика», в котором были отражены основные направления государственной политики в области энергетики Грузии. Он служит основой для разработки стратегий, ориентированных на использование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных возобновляемых источников энергии на период до 2030 года. Кроме того стратегия Грузии по использованию возобновляемых источников энергии отражена в «Национальном плане действий в области возобновляемых источников энергии (NREAP)». Основой его стало Соглашение об ассоциации между ЕС и Грузией. Этот документ вместе с Соглашением об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) закладывает основу для долгосрочного процесса политической и экономической интеграции Грузии с Евросоюзом.
Грузинская реформа удалась благодаря последовательности. Существенная часть энергетического сектора была приватизирована, основу отношений составляли прямые контракты. Кроме того, правильным решением стало уменьшение тарифного регулирования.