ДТП, скорость, нарушения: что не так с дорогами в Узбекистане?
Власти принимают меры для устранения недостатков в транспортной сфере.
Культура вождения в Узбекистане
Узбекистан продолжает стремительно развиваться, это не обходит стороной и транспортную сферу. С каждым днем в стране становится всё больше машин и водителей, что не может не создавать проблем на дорогах. Хотя бы однажды каждый водитель Узбекистана сталкивался с тем, что его подрезали, не использовали поворотники или сигналили, подгоняя сзади. Кроме этого, некоторые водители значительно превышают допустимую на дорогах скорость, пытаются обогнать друг друга и устраивают «шашки», что создает аварийные ситуации. Что касается пешеходов, приходится долго стоять и ждать на переходе, пока кто-нибудь из большого потока машин решит пропустить людей. Но и сами пешеходы, порой пренебрегают правилами ПДД, пытаясь перебежать дорогу в неположенном месте.
Ограничения скорости
Одной из мер по предотвращению аварийных ситуаций на дорогах является снижение скорости движения. Ещё в сентябре 2022 года постоянная комиссия городского совета предложила снизить скорость до 60 км/ч, а на центральных улицах города до 50 км/ч.
В октябре ташкентский городской Совет народных депутатов ограничил скорость движения транспортных средств до 60 км/ч на всех улицах в пределах Малой кольцевой. Позже в СБДД объяснили, что порядок снижения скорости на улицах Ташкента пока не вступил в силу. По словам пресс-секретаря УБДД ГУВД Ташкента, порядок снижения скорости вступит в силу после принятия решения специальной комиссии и будет действовать только на улицах Ташкента.
В целях предотвращения ДТП и обеспечения безопасности дорожного движения в Андижанской области скорость в центрах и районах ограничили до 60 км/ч.
В декабре Кенгаш народных депутатов принял решение ограничить скорость движения с 70 до 60 км/ч на 12 участках улиц и дорог Самаркандской области.
17 января 2023 года республиканская комиссия по вопросам безопасности дорожного движения утвердила снижение скорости транспорта с 70 до 60 км/ч. В Ташкенте новые правила будут действовать в пределах Малой кольцевой автодороги.
Глава Общенационального движения «Юксалиш» Бобур Бекмуродов охарактеризовал решение снизить скорость на отдельных улицах Ташкента, Нукуса и областных центров в Узбекистане так:
Хоть и позднее, но правильное решение! Учитывая, что каждый день в Узбекистане в автоавариях погибают в среднем 4−5 человек, мы считаем это важным шагом. Очередь — за вопросом улучшения в городах общественного транспорта.
Вместе с тем, он призвал не сразу штрафовать водителей, а дать им время, чтобы привыкнуть к изменению.
Что мешает водителям на дорогах?
В Узбекистане ощутимо страдает состояние дорог, особенно в областях: большие ямы, отколовшийся асфальт или его отсутствие в целом. В Ташкенте в последние годы занялись перестройкой и расширением дорог, но пробок от этого меньше не становится. Водители жалуются на новые развилки на перекрёстках, на которых движение стало не совсем понятным, из-за чего водители путаются. Развороты посреди дорожного движения также являются проблемой и могут стать причиной аварийной ситуации. Не на всех дорогах есть разделители двусторонней дороги, из-за чего происходят частые столкновения встречных автомобилей.
Что о дорогах Узбекистана думают за границей?
21 декабря в целях предотвращения нарушений водителями общественного транспорта, было принято решение установить в автобусах специальные видеорегистраторы. 30 декабря в Ташкенте начались работы по отделению полос для общественного транспорта. Согласно информации, столичные власти начали установку пластиковых столбов для отделения выделенных полос общественного транспорта от основного транспортного потока.
Известный российский урбанист и специалист по транспорту Аркадий Гершман раскритиковал планы по улучшению работы общественного транспорта в Ташкенте. Гершман считает, что выделенные полосы и камеры в автобусах, которые должны фиксировать нарушителей, не будут работать и вскоре от них просто откажутся.
Камеры в автобусах не спасут — Ташкент не первый город, где системную проблему хотят победить простой технологией, камеры могут автоматически всех штрафовать только при полном обособлении трассы автобуса от машин, а в Ташкенте при прокладке выделенных полос совмещали их с полосами на поворот, не закрывали въезды во дворы (даже есть дублирующие выезды) и даже оставляли карманы для парковки, — сказал эксперт.
Состояние сферы безопасности дорожного движения также прокомментировал посол Великобритании в Узбекистане Тим Торлоу. Он указал на важность контроля соблюдения ограничений скорости и подготовки водителей.
Вы видите много милиции на улицах, но я не замечаю, что ограничения скорости соблюдаются. Люди водят очень быстро и, кажется, без санкций. Опять-таки, это опасное вождение, не только быстрое, а сам стиль вождения. Это тоже можно исправить, — считает он.
О своем опыте вождения в Ташкенте также рассказал глава дипмиссии Франции в Узбекистане Брис Рокфёй.
Если честно, движение автомобилей — это страшно. Я сижу за рулём и мне страшно. Потому что вообще нет правил. Тебя могут перегнать с правой стороны, с левой стороны. Никто не использует поворотники. Не уважают линии, то есть не ездят по линиям. Поворот налево — тоже сложный. Для меня это сложно. Думаю, что здесь очень много аварий, — признался глава дипмиссии.
Он также сравнил уровень строгости законов, связанных с вождением в Узбекистане и Франции.
Во Франции проезд на красный свет — это крупное нарушение, у тебя могут забрать права. Люди довольно осторожны, потерять права — это большая проблема. С ГАИ даже не стараешься договариваться. Это комплекс мер, которые позволяют постепенно уменьшить количество аварий и жертв. Также надо вложить деньги в трассы, чтобы была инфраструктура, освещение, качественные дороги, — поделился Рокфёй.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что с каждым годом в стране увеличивается количество аварий. Только за период с января по декабрь 2022 года в Узбекистане произошло 7636 ДТП, в которых погибли 1931 человек.