Но оправдывать всё климатом и несознательностью жителей — плохая идея. Значительный вклад в создание таких ситуаций вносит точечная застройка городов — когда на свободном месте строится жилые комплексы и торговые центры. Эти объекты не укладываются в обеспечивающую инфраструктуру, а только к ней механически подключаются. При этом созданные для них асфальтовые поля начинают выводить воду в неположенное для этого место.
Ещё одной причиной является то, что инженеры должны разрабатывать, а строители — воплощать вертикальную планировку территории для дренажа поверхностных вод. Отдельного внимания заслуживает дренажная система, о которой мало заботятся.
Что нужно делать?
В первую очередь нужно менять подходы к расчетам инженерных сетей и инвестировать в новые технологии дренажа и материалы. Эта инфраструктура не видна нашему глазу, но если она перестанет выдерживать, то всё остальное быстро испортится.
Решение проблем затоплений во время осадков ищут во всем мире. Эту проблему нужно решать на уровне государства, а не только коммунальных служб. Например, после катастрофического наводнения в Пекине в 2012 году, уже в следующем году был принят национальный план борьбы с подтоплением китайских городов, средства на который были выделены из государственного и местных бюджетов.
В рамках этого плана в Шанхае полностью изменили район Линганг. Власти потратили около 120 млн долларов на дороги с водопроницаемым покрытием, организовали огромные водно-парковые зеленые зоны, которые поглощают ливневую воду, оснастили тротуары сетчатой плиткой, сквозь которую растет трава, а вода проникает прямо в грунт. Кроме того, в этом районе Шанхая появилось искусственное озеро, которое помогает аккумулировать потоки воды во время ливней, а здания оснащают «зелеными» крышами с насаждениями, которые впитывают влагу — их общая площадь должна составить 400 тыс кв.м.
[caption id="" align="alignnone" width="1024"] Искусственное озеро для отхода воды в Шанхае[/caption]
Во многих городах Германии также воплощают концепцию «города-губки». Чтобы не перегружать канализацию водными потоками с улиц, массово высаживаются кусты, деревья и газоны на крышах, фасадах и в общественных местах, которые впитывают дождевую воду. Кроме этого, архитекторы планируют мультифункциональные общественные места — например, детские площадки или газоны, которые во время дождя превращаются во временные «лужи». Собранная таким образом дождевая вода или испаряется на месте, или используется для охлаждения зданий.
[caption id="attachment_61566" align="aligncenter" width="877"] Новостройки в районе Адлерсхофи: дождевая вода накапливается на крыше и медленно стекает по фасаду[/caption]
В Великобритании разработали новый тип дорожного покрытия под названием Topmix Permeable. В основе этого покрытия лежит не песок, как в обычном асфальте, а крошечные кусочки измельченного гранита. Они не прилегают друг к другу плотно и создают пористую поверхность, через которую легко проходит дождевая вода со всем мусором. В сочетании с дренажной системой, которая находится под покрытием и отводит воду в канализационные колодцы, такой асфальт способен пропустить через себя до 36 000 мм воды в час.
В Амстердаме одну из улиц покрыли инновационным способом. В сотрудничестве с водопроводной компанией Waternet дорожники изобрели новый экспериментальный способ укладки плитки, который выводит воду с дороги и тротуаров без помощи ливневой канализации. Дорога проложена под небольшим уклоном к середине, поэтому вся вода во время дождя просто стекает в дренажную систему из водопроницаемых блоков под названием Granudrain.
Возможно и Узбекистану удастся когда-нибудь перенять опыт других стран и города не будет заливать после дождей.