От того, насколько эффективно они используют возможности современных информационных технологий, во многом зависит достойное место стран на международной арене, их конкурентоспособность в мировой экономике. Недостаточное внимание к этому вопросу негативно сказывается на экономическом потенциале страны и благосостоянии населения. Примером этого являются наблюдаемые различия между некоторыми развитыми и развивающимися странами.
Поэтому в ряде документов ООН, например, документе Комитета по правам человека от 16 мая 2011 г. и резолюциях от 5 июля 2016 г., указано, что доступ в Интернет является одним из основных прав человека. В апреле 2022 года «Декларация будущего Интернета», принятая США, государствами-членами Европейского союза и еще 32 странами, сосредоточила внимание на вопросах расширения использования современных информационных технологий и обеспечения «открытости, надежности и безопасности». Интернет.
Такие случаи можно наблюдать в случае отдельных стран. Изменения в сфере информации оказали большое влияние на трудовые отношения, усиливается конкуренция на рынке труда, повышаются требования работодателей к работникам. Вопрос доступа людей, особенно молодежи, к информации, свободного использования современных информационных технологий стал фактором, определяющим их образ жизни и непосредственно влияющим на их благосостояние.
Сегодня в Узбекистане сформирована конкурентная среда в сфере предоставления информационных услуг населению. Однако для операторов мобильной связи и интернета коммерчески менее привлекательно расширять свои услуги в малонаселенных и отдаленных районах. В результате могут быть значительные различия между людьми, проживающими в разных регионах, городах, крупных населенных пунктах и отдаленных районах. Это может быть еще одной причиной имущественного расслоения населения в условиях, когда образование, обслуживание населения, бизнес и другие отрасли экономики становятся информационными.
По этой причине реализация мер, направленных на создание равных условий для использования всеми членами общества сети Интернет, является одним из приоритетов государственной информационной политики. В последние годы проделана большая работа в направлении развития современных информационных технологий, укрепления прав и свобод в сфере информации.
Статья 33 новой редакции Конституции также акцентирует внимание на вопросе обеспечения права каждого на свободу мысли и выражения, права искать, получать и распространять информацию. Согласно новому правилу, «государство создает условия для обеспечения использования глобальной информационной сети».
На данный момент четко определены обстоятельства, которые могут ограничить эти права. Такое ограничение допускается только в соответствии с законом и в объеме, необходимом для защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности, а также предотвращения разглашения государственной тайну или иную охраняемую законом тайну.
Эти нормы соответствуют положениям, изложенным в статье 3 Международного пакта о гражданских и политических правах: «…использование предусмотренных прав влечет за собой особые обязательства и особую ответственность. Это использование может подлежать определенным ограничениям, но эти ограничения должны быть установлены законом и необходимы для:
- уважать права и достоинство других лиц;
- для защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или морального духа населения».
Безусловно, свобода искать, получать и распространять информацию налагает на каждого особые обязанности и ответственность.
Эти нормы, включенные в новую редакцию Конституции, служат укреплению права каждого на свободу слова, на получение и распространение информации, а также на защиту прав и свобод других лиц, частной жизни и интересов общества.
Анвар Эминов
журналист