Анализируя эти показатели, глава государства озвучил новые инициативы по улучшению как содержания, так и условий школьного образования.
В целях повышения качества образования в 500 школах страны будут внедрены учебные программы и система оценки президентских и специализированных школ. Через год работа этих 500 школ будет изучена, и учителя, эффективно использующие новую систему, получат надбавки в размере до 40%. В ближайшие пять лет эта система будет внедрена во всех школах.
В этом году из-за рубежа были приглашены преподавать в школах 500 носителей языка. В дальнейшем их количество планируют довести до 1500. В связи с этим хокимам поручено решить вопрос с жилищным обеспечением иностранных преподавателей.
Количество предметов, преподаваемых в старших классах, будет сокращено с 16 до 11. При этом учащимся 10-11 классов будут углубленно преподаваться пары предметов «химия – биология», «математика – физика», «математика – иностранный язык», «родной язык и литература – иностранный язык» по их выбору.
Учащиеся, желающие приобрести профессию, получат возможность стать готовым специалистом в самой школе. Со следующего учебного года на эту систему переведут не менее 1 тысячи школ.
Содержание уроков также изменится. Будут введены занятия по компьютерной грамотности с первого класса и занятия по финансовой грамотности со старших классов.
Вводить в учебную программу новые предметы будет запрещено. Все новые предложения отныне подлежат интеграции в уже существующие предметы.
Система приема на работу учителей, повышения их квалификации и присвоения категорий будет полностью изменена. В частности, прием на работу учителей будет осуществляться на конкурсной основе. Кандидаты, принимаемые впервые, должны проработать учителем-стажером в течение одного года и получить профессиональный сертификат в конце года. В дальнейшем эта система будет постепенно внедрена для всех учителей.
Квалификация учителей также будет повышаться дифференцированно. Так, перед повышением квалификации будет проводиться диагностика знаний педагога и по результатам будут определены индивидуальные направления профессионального развития. В вузы, подготовивших учителей с низкими результатами, будет направлена рекламация, то есть результаты диагностики учителей будут также оценкой деятельности педагогических вузов.
Поставлена задача критически изучить деятельность региональных центров повышения квалификации, отремонтировать их и оснастить.
Присвоение квалификационной категории педагогам будет проводиться в два этапа. На первом этапе знания педагога оценят на предварительном экзамене, и на второй этап пройдут те, кто набрал более 70% баллов. На втором этапе будут проверены использование передовых педагогических технологий, методика работы с учащимися и подходы к оценке знаний.
Министерству дошкольного и школьного образования поручено протестировать эту систему в 20 районах с низким уровнем знаний педагогов.
Высшие педагогические учебные заведения будут развиваться на основе особого подхода. В Ташкентском и Чирчикском педагогических университетах подготовка специалистов будет осуществляться на основе программы президентских школ. Эти учреждения станут базовыми для вузов педагогического профиля.
Со следующего учебного года школы с дефицитом кадров, находящиеся в трудном положении, будут заранее отобраны и для обеспечения их потребностей будет введен целевой государственный заказ.
Изменится система управления школьным образованием. Отныне кандидаты на должность директора будут отбираться только из числа кадров, имеющих сертификат, включенных в резерв, они будут наниматься на основе срочного контракта. Директора и их заместители будут проходить аттестацию раз в пять лет.
В следующем году в рамках Инвестиционной программы на строительство школ предусмотрено выделение 3 трлн сумов. За счет этого будет создано 150 тысяч новых ученических мест.
На базе зданий 61 колледжа, работающего в неполную мощность, будут организованы новые школы. Еще 50 школ будут построены на основе государственно-частного партнерства.
За счет создания дополнительных условий для частного сектора можно будет организовать не менее 25 тысяч ученических мест в год. С этой целью предприниматели, получившие кредит на организацию частной школы, получат из бюджета компенсацию 7% ставки по кредиту. Участки под строительство новых школ будут реализовываться с аукциона только для строительства школы.
За счет указанных мер в следующем году будет создано 250 тысяч ученических мест, что в два раза больше, чем в прошлом году.
Перед ответственными лицами поставлены задачи обеспечить финансирование этих мероприятий, построить и оборудовать школы, подготовить учреждения к осенне-зимнему сезону.
Также был затронут вопрос трудоустройства выпускников. В этом году школы закончили 387 тысяч учащихся. Из них 138 тысяч поступили в вузы, — говорится в сообщении.
Президент подчеркнул необходимость привлечения остальных выпускников к профессиональному образованию, поддержки их интересов и предпринимательских инициатив. Определены задачи по обучению молодежи современным профессиям, позволяющим получать большой доход с небольшими затратами. Поставлена задача наладить адресную работу с учащимися, конкретно определить ответственность хокимов, директоров школ и родителей в этом процессе.
Три года назад была внедрена практика раздачи детям до 15 лет йодопрепаратов, витаминов и противогельминтных средств. В результате начала снижаться заболеваемость заболеваниями щитовидной железы, влияющими на физическое и умственное развитие детей. В связи с этим отмечена необходимость продолжения бесплатной раздачи учащимся йодопрепаратов, широкой пропаганды среди населения полезных свойств йода.