Один из факторов, играющих важную роль в отношениях учеников и учителей — это недостаток профессиональной психологической поддержки для учеников, а так же для учителей. Школьные психологи и социальные работники могут помочь в выявлении и решении проблемных ситуаций, но их зачастую не хватает, или же они некомпетентны в своей работе, особенно в небольших школах и сельских районах. Отсутствие систематической работы по профилактике насилия делает проблему более острой.
Эффективная профилактика насилия требует наличия специалистов, которые могут работать с учениками и предотвращать конфликты.
Современные медиа и социальные сети активно формируют поведение и восприятие реальности у подрастающего поколения. Агрессивный контент в видеоиграх, фильмах и интернете может способствовать нормализации насилия и жестокости. Социальные сети также создают новые платформы для буллинга и агрессивных взаимодействий, что усугубляет проблему.
«Социальные сети, интернет сайты очень отвлекают ребят от реального мира, но многие из них используют всё это с пользой. Я заметила, что многие ученики развиваются благодаря интернет сайтам», — так выразила своё мнение по этому поводу педагог с 14-летним стажем Шаимова Светлана Александровна.
Преподаватель отметила, что агрессия со стороны учителей имеет разрушительные последствия для учеников:
1. Психологические травмы: Дети, подвергающиеся насилию, могут страдать от длительных психологических проблем, таких как тревога, депрессия и низкая самооценка.
2. Низкая успеваемость: Ученики, подвергшиеся насилию, часто теряют мотивацию к учебе, что приводит к ухудшению академических показателей.
3. Социальная изоляция: Пострадавшие дети могут избегать общения с одноклассниками и другими взрослыми, испытывая чувство стыда и страха.
4. Поведенческие проблемы: Жертвы насилия могут проявлять агрессивное поведение или, наоборот, замыкаться в себе, что требует вмешательства психологов.
Но бывают случаи, когда дети сами доводят преподавателей своим недисциплинированным поведением, добавила Светлана Шаимова.
— Были ли случаи, когда ученики своим поведением намеренно пытались вывести вас на эмоции?
«Да, среди учеников старших классов бывает. Переходный возраст влияет на всех по-разному. Некоторые своим поведением выводят учителей на эмоции,тем самым «зарабатывая» авторитет среди одноклассников».
— За время вашей работы преподавателем были ли у вас моменты, когда ученики или вы проявляли агрессию? По какой причине? Как вы повели себя в этот момент?
«Да, было проявление агрессии и с моей стороны по молодости и неопытности, и со стороны учеников из-за недовольства насчёт оценки. Проявление моей агрессии это были крики, ну повышенный голос. Не рукоприкладство».
— Действительно ли нынешняя молодежь «отбилась от рук», и с чем связано подобное поведение?
«Я бы не сказала,что молодежь "отбилась от рук", просто молодежи (но не 100%) интересно сейчас что-то другое, но не учеба. Многие начинают зарабатывать деньги и утверждают, что учеба не важна».
Имеется ряд причин по которым учителя могут прибегать к насилию, продолжает педагог:
1. Профессиональное выгорание: Учителя часто сталкиваются с высоким уровнем стресса из-за перегруженности работой, недостатка ресурсов и давления со стороны администрации и родителей.
2. Отсутствие надлежащей подготовки: Некоторым педагогам не хватает навыков и знаний по управлению классом и разрешению конфликтов, что может привести к агрессивному поведению.
3. Культурные и социальные стереотипы: В некоторых обществах физическое наказание детей все еще считается приемлемым методом воспитания, что может отражаться и в школах.
4. Личные проблемы: Личные трудности учителей, такие как семейные проблемы или финансовые затруднения, могут отрицательно сказываться на их поведении на работе.
5. Недисциплинированное поведение учащихся. Когда ученик своим поведением сам выводит преподавателя на негативные эмоции, пытаясь тем самым показаться «крутым» перед своими одноклассниками.
Часто проблема психологического, а иногда и физического насилия среди учеников игнорируется или замалчивается как школой, так и обществом. Неправильное отношение к проблеме, стремление скрыть случаи насилия, игнорирование поведение учеников могут только усугубить ситуацию.
Факт насилия в школах требует активного участия всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей, учеников и государственных структур.
Насилие между учениками и преподавателями — это серьезная проблема, требующая внимания и действий со стороны всех участников образовательного процесса.
Для решения проблемы агрессии в школах необходим комплексный подход:
Повышение квалификации учителей: Введение обязательных курсов по управлению классом, психологическим аспектам педагогики и конфликтологии.
Система поддержки: Создание служб психологической поддержки для учителей и учеников, где они смогут получать необходимую помощь и консультации.
Строгое законодательство: Усиление контроля и ответственности за случаи насилия в образовательных учреждениях, включая введение строгих наказаний для виновных.
Просветительская работа: Проведение информационных кампаний и тренингов для педагогов, родителей и учеников по вопросам ненасильственного взаимодействия и защиты прав детей.
Анонимные каналы для жалоб: Обеспечение учеников возможностью анонимно сообщать о случаях насилия, что поможет быстрее реагировать на проблемы.
Только совместными усилиями можно создать безопасную и благоприятную среду для развития и обучения детей. Важно помнить, что школа должна быть местом, где каждый ученик чувствует себя защищенным и уважаемым.
Подготовила: Арианна Дементьева