Дорожно-транспортные происшествия в Узбекистане являются одной из пяти основных причин смертности. Ежегодно в стране происходит 6,7 смертей на 100 тысяч человек.
Экономические затраты, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, оцениваются в 2,8% от ВВП Узбекистана каждый год. Это серьёзная проблема для развития страны и здравоохранения.
Во всём мире ежегодно в результате ДТП гибнет 1,19 миллиона человек. Смертность и травмы в результате ДТП остаются серьёзной глобальной проблемой. Учитывая быстрый рост автомобилизации и экономической активности в Узбекистане, необходимо принять комплексные меры для улучшения безопасности на дорогах.
В обзоре говорится о необходимости реализации целенаправленных действий во всех областях, чтобы снизить количество смертей и травм на дорогах, а также уменьшить человеческие, социальные и экономические издержки. Это поможет снизить нагрузку на сектор здравоохранения.
Татьяна Молчан, исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, отметила, что правительство Узбекистана уже давно стремится повысить безопасность на дорогах. Однако, поскольку дорожно-транспортные происшествия по-прежнему остаются одной из основных причин смертности в стране, необходимо систематически улучшать национальную систему безопасности дорожного движения, особенно для наиболее уязвимых участников дорожного движения.
Обзор, запрошенный правительством Узбекистана, был проведён в сотрудничестве с Европейской экономической комиссией ООН и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане.
В обзоре представлена подробная оценка системы безопасности дорожного движения в стране. Особое внимание уделено уровню соблюдения правовых инструментов ООН по безопасности дорожного движения. Также в обзоре указаны конкретные рекомендации по спасению жизней.
«Ежедневно во всём мире дорожно-транспортный травматизм является причиной более 600 предотвратимых смертей среди детей и молодёжи. Эти смерти в значительной степени можно предотвратить, и существуют научно обоснованные решения», — отметил Джеффри Иджумба, заместитель представителя ЮНИСЕФ в Узбекистане.
Он подчеркнул, что ЮНИСЕФ присоединяется к ЕЭК ООН и другим партнёрам в поддержке правительства в рассмотрении результатов обзора показателей безопасности дорожного движения в Узбекистане.
Начальник Службы безопасности дорожного движения МВД Узбекистана полковник Олим Саидов отметил, что безопасность дорожного движения в Узбекистане никогда ранее не изучалась международными независимыми экспертами.
«ЕЭК ООН и ЮНИСЕФ инициировали такое сотрудничество, которое будет способствовать совершенствованию системы безопасности дорожного движения в стране», — сказал он.
В Узбекистане дорожная инфраструктура традиционно обеспечивает максимальную мобильность и экономическую эффективность в ущерб безопасности. Однако, учитывая, что на долю пешеходов приходится примерно 50% смертей и травм на дорогах, дорожную инфраструктуру необходимо изменить, чтобы оптимизировать безопасное передвижение людей, особенно уязвимых участников дорожного движения, таких как велосипедисты, мотоциклисты, пешеходы, дети и люди с инвалидностью.
Кроме того, поскольку превышение скорости является причиной 30% смертей в дорожно-транспортных происшествиях, существует необходимость скорректировать ограничения скорости, особенно в городах. Существующее общее ограничение скорости в 60 км/ч в городах должно быть снижено до 50 км/ч.
В этом отношении в Обзоре эффективности определены несколько конкретных действий по обеспечению более безопасных дорог:
разделение различных участников дорожного движения и устранение взаимодействия между скоростным движением и уязвимыми участниками дорожного движения;
регулярный аудит и проверка существующей дорожной инфраструктуры и продвижение более устойчивых видов транспорта, включая общественный транспорт, пешеходный и велосипедный транспорт;
обновление стандартов проектирования дорог и разработка функциональной классификации дорог и улиц в соответствии с требованиями современной, безопасной и устойчивой транспортной системы;
внедрение и обеспечение эффективного контроля скорости, в том числе с помощью современных технологий, особенно в городах;
введение всеобъемлющих законов относительно использования шлемов, ремней безопасности для пассажиров на задних сиденьях и детских удерживающих систем, а также санкций за вождение в нетрезвом виде;
укрепление институционального и человеческого потенциала.
Согласно обзору, Узбекистан мог бы улучшить управление безопасностью дорожного движения за счёт дальнейшего усиления координации между ключевыми заинтересованными сторонами в области безопасности дорожного движения и укрепления институционального и человеческого потенциала на национальном и местном уровнях.
В частности, предлагается наделить Республиканскую специальную комиссию по безопасности дорожного движения полномочиями по решению стратегических вопросов и мониторингу результатов.
В обзоре говорится, что комиссии следует предоставить чёткий мандат, обязанности и полномочия для разработки, реализации и мониторинга стратегии и плана действий в области безопасности дорожного движения, а также необходимые ресурсы для эффективного выполнения своих функций, в том числе через систему регулярной отчётности и подотчётности перед правительством.
Также важно разработать показатели эффективности дорожного движения и использовать их для мониторинга прогресса и оценки воздействия усилий по обеспечению соблюдения. Для улучшения вертикальной и горизонтальной координации между действиями, предпринимаемыми уполномоченными органами, необходимо создать чёткие механизмы среди заинтересованных сторон в области безопасности дорожного движения на разных уровнях, чтобы обеспечить последовательность и согласованность политики безопасности дорожного движения.