ЦЭИР провел анализ банковского сектора Узбекистана. По результатам рейтинга, крупнейшие банки Узбекистана за второй квартал 2024 года демонстрируют неоднородную динамику. Пять из 17 крупнейших банков не смогли сохранить свои позиции, в то время как лишь три банка показали улучшенные результаты. 9 банков сохранили свои места без изменений, что говорит об усилении конкуренции в секторе. Если раньше банки более активно перемещались в рейтинге, то теперь наблюдается стабилизация расстановки сил, отражающая возрастающую устойчивость крупнейших участников рынка.
Также, «БРБ» (Банк Развития Бизнеса) на фоне других гос. банков выглядит достаточно впечатляюще. В то же время, среди крупных банков, «Микрокредитбанк» существенно ухудшил свои позиции по ключевым направлениям деятельности, что привело к его понижению в общем рейтинге.
Центр Экономических Исследований и Реформ (ЦЭИР) публикует «индекс активности банков» на ежеквартальной основе, отслеживая изменения в банковском секторе страны. Индекс рассчитывается на основе анализа 27 различных финансовых коэффициентов, позволяя сравнивать и ранжировать 31 коммерческий банк, разделенный на 2 группы: 17 крупных и 14 малых.
Основной целью данного исследования является мониторинг динамики доли частного сектора в банковских активах, а также оценка эффективности проводимых реформ и процессов трансформации в банковской сфере. Таким образом, Индекс активности банков служит важным инструментом для анализа состояния и тенденций развития банковской системы страны.
Обзор Банковского Сектора за 2й квартал 2024г
Предоставленные данные показывают положительную динамику в развитии банковского сектора. Совокупные активы банков республики выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
По состоянию на 1 июня 2024 года:
Активы банковской системы республики составили 686,2 трлн сумов,
обязательства – 583,4 трлн сумов.
Активов банковской системы 67,3%,
кредитного портфеля 70,1%,
а также 50,6% депозитов приходятся на долю 10 банков с государственным участием, а оставшаяся часть — на 25 частных банков.
Таким образом, большая часть активов, кредитов и депозитов сконцентрирована у 10-ти государственных банков. В то время как 25 частных банков владеют оставшейся, менее значительной долей.
Кроме того, анализ выявил, что коэффициент «депозиты/кредиты» остается заметно ниже у государственных банков по сравнению с частными банками. Этот коэффициент снизился с 49 сумов до 38 сумов депозитов на 100 сумов кредитов в государственных банках, тогда как в частных банках он все еще относительно высок — 87 сумов (хотя ниже, чем в прошлом году — 101 сум).
Подобная динамика может свидетельствовать о том, что госбанки активнее наращивают кредитование при более низком уровне привлечения депозитов, в то время как частные банки сохраняют более высокий уровень депозитной базы относительно объема выданных кредитов. Это может отражать различия в стратегиях и бизнес-моделях государственных и частных банков.
Во II квартале темпы роста банковских кредитов замедлились. В частности, если в аналогичном периоде прошлого года кредитный портфель вырос на 22%, то в отчетном периоде этот показатель составил 17%.
Кроме того, продолжилось постепенное снижение доли кредитов и депозитов в иностранной валюте. Доля валютных кредитов сократилась с 46% до 44%, а депозитов — с 33% до 29%, что может указывать о более осторожном подходе банков к кредитной политике и управлению валютными рисками.
Увеличение доли кредитов и депозитов физических лиц в банковской системе отражает растущую активность населения в пользовании банковскими услугами. Рост доли физических лиц в кредитном портфеле с 28,6% до 32,4% указывает об их более активное заимствование в банках. Аналогичная тенденция наблюдается и в депозитах, где доля физических лиц возросла с 33,5% до 36,3%. Это может быть связано с улучшением финансового положения населения и повышением доверия к банковской системе. В целом данные изменения отражают диверсификацию клиентской базы банков и расширение охвата физических лиц банковскими услугами.
Также в банковской системе наблюдается заметное снижение показателей рентабельности и прибыльности, при этом ситуация с ликвидностью практически не изменилась. Анализ свидетельствует о принимаемых мерах по поддержанию устойчивости банковской системы.
Рентабельность банков резко снизилась по сравнению с предыдущим периодом. В частности, беспроцентные доходы снизились на 24,1%.
Чистая прибыль снизилась на 13,3%, а в прошлом году рост составил 40,5%. Основные показатели банковской системы снизились, в том числе ROA с 2,6% до 2%, ROE с 14,1% до 10,1%.
Высоколиквидные активы банковской системы составили почти 101 трлн. сумов, при этом их доля в общих активах практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, банки сохраняют высокий уровень ликвидности, что позволяет им поддерживать стабильность в условиях сложной операционной среды.
Анализ показал рост доли проблемных кредитов в банковской системе. Увеличение средней доли NPL с 3,5% до 4,3% указывает на ухудшение качества кредитных портфелей банков и может повлиять на их финансовую устойчивость. При этом особое внимание следует уделить государственным банкам, где доля NPL в среднем выше и составляет 4,8%, тогда как в частном секторе 3,1%.
Среди государственных банков наиболее высокий уровень NPL наблюдается в «БРБ» — 13,5%,
«Микрокредит банке» — 6,7%,
«Халк банке» — 6,1%.
Из частных банков высокий уровень NPL отмечен в «Мададинвест банке» — 24%,
«Гарант банке» — 15,1%.
Коэффициенты достаточности собственности капитала банков не изменились и все еще более чем в 1,3 раза превышают минимальные требования. К примеру:
Коэффициент достаточности регулятивного капитала составил 17,1%,
Коэффициент достаточности капитала первого уровня — 14,3%.
Таким образом, высокий уровень капитализации банковской системы является положительным фактором. Банки имеют достаточный запас капитала, чтобы противостоять возможным убыткам и сохранять финансовую устойчивость, что особенно важно на фоне роста доли проблемных кредитов.
Обновленный рейтинг крупнейших банков Узбекистана за второй квартал 2024 года показывает неоднородную динамику позиций игроков.
Пять из 17 ведущих кредитных организаций не смогли сохранить свои места, в то время как три банка улучшили свои показатели. При этом 9 участников рынка сохранили позиции без изменений, что свидетельствует об усилении конкуренции в секторе. Если ранее банки демонстрировали более активное перемещение в рейтинге, то теперь наблюдается стабилизация расстановки сил, отражающая возрастающую устойчивость крупнейших игроков.
Топ-5 крупных банков, которые сохранили свои позиции в рейтинге:
«Капиталбанк»;
«Траст банк»;
«Азия Альянс банк»;
«Хамкор банк»;
«Ипак йули».
«Ориент Финанс банк» и «Ипотека банк» поднялись на 1 позицию и заняли 6-е и 9-е места соответственно.
«Банк развития бизнеса» улучшил свои позиции сразу на 4 пункта, заняв 11-ю строчку рейтинга, что стало лучшим результатом среди 17 крупных банков. Этот банк продвинулся на 3 позиции вверх по показателям финансового посредничества и доступности, а также на 1 позицию по показателям качества активов, эффективности управления и доходности. При этом он потерял 1 позицию по достаточности капитала и ликвидности.
В то же время, «Инвестфинанс банк», «Алока банк», «Агробанк» и «Узсаноаткурилишбанк» потеряли по 1 позиции.
При этом наибольшую отрицательную динамику, опустившись на 2 пункта вниз, продемонстрировал «Микрокредитбанк». Этот банк испытывает существенные трудности по ключевым направлениям деятельности, испытывая сложности с качеством активов, доходностью и ликвидностью. Отмечен высокий уровень проблемных кредитов, который составил 6,7% — это второй самый высокий показатель среди крупных государственных банков после «БРБ». Также низкая доля высоколиквидных активов ставят под угрозу способность банка своевременно исполнять свои обязательства.
Еще одним тревожным фактом является то, что коэффициент покрытия ликвидности «Микрокредитбанка» составляет лишь 83%, в то время как нормативное требование Базельского комитета — не ниже 100%. Это делает «Микрокредитбанк» единственным банком в такой ситуации.
«Алока банк» опустился на одну строчку в общем рейтинге крупнейших банков Узбекистана, заняв 10-е место. Ухудшение сразу трех ключевых показателей — достаточности капитала, эффективности управления и ликвидности — создает риски для своевременного исполнения банком своих обязательств. Так, достаточность капитала снизилась на 2 пункта, эффективность управления ухудшилась на 1 пункт, а ликвидность упала на 3 позиции.
«Агробанк» также отметился снижением финансового посредничества и ликвидности на 2 и 5 пунктов соответственно.
Таким образом, эти госбанки демонстрируют ухудшение ключевых финансовых показателей, что создает обоснованные риски для их финансовой устойчивости.
Рейтинг активности малых банков за 2-й квартал т. г.
Топ-5 рейтинга малых банков:
«Универсал банк»;
«Давр банк»;
«Анор банк»;
«Окто банк»;
«TBC банк».
Среди 14 малых банков 6 банков улучшили свой рейтинг. Наиболее заметный рост показали «АВО банк» — плюс три пункта. Еще 6 банков ухудшили свой результат.