Прежде чем говорить о методах цифровизации, необходимо понять, почему государственный и частный секторы Узбекистана не перешли полностью в цифровой формат, хотя многие развитые страны уже оставили аналоговый период позади. Значительная часть экономики, включая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли реального сектора, принадлежит государству. Как известно, любые изменения в государственной системе происходят очень сложно, поскольку требуют тщательного анализа и принятия взвешенных решений с учётом всех нюансов. Поэтому цифровизация государственного сектора требовала не только детального изучения и принятия решений, но и наличия политической воли, которая была проявлена в виде вышеупомянутых документов.
Частный сектор более гибок и не несёт такой ответственности, как государство. Цифровизацией занимались те частные компании, которые могли чётко ответить на вопрос: «Что это даст мне?». Это абсолютно рыночный подход — минимум затрат, максимум результата. Такой политики придерживались крупные ретейлеры, ресторанный бизнес, мобильные операторы и другие компании, которые не останавливались на внедрении «1С: Бухгалтерии», а шли дальше, к автоматизации большей части своих процессов, включая производство, логистику, дистрибуцию и так далее.
Готов ли Узбекистан к современным методам работы? У специалистов по автоматизации есть универсальный ответ: никогда нельзя быть готовым к цифровизации. Самая большая ошибка — думать, что переход на цифровые технологии и автоматизация решат все проблемы, которые являются следствием старых, неэффективных методов. Цифровизация — это прежде всего трансформация и переосмысление существующей бизнес-модели.
Человек, как источник недокументированных функций, склонен совершать ошибки. Чтобы контролировать и исправлять их, создаются избыточные управленческие аппараты. Чаще всего они являются бюрократичными, неповоротливыми и не способны быстро и адекватно реагировать на изменения рынка.
Любая автоматизация и цифровизация — это приведение в порядок системных вещей. А порядок — это систематизированный бардак! Это позволит владельцу или управляющему бизнесом контролировать все процессы не в бумажном виде, а в режиме реального времени.
Всегда и везде двигатель изменений — это директивное решение акционера или руководителя сверху: «Я сказал, теперь будет так». Поэтому волевое решение президента Шавката Мирзиёева о цифровизации сейчас абсолютно к месту. Этот инструмент позволит видеть консолидированную реальную ситуацию на местах, предприятиях и в секторах, поскольку одним из неотъемлемых принципов цифровизации является прозрачность.
Любая цифровизация — это недешёвое удовольствие, и государство не может заставить предприятия принудительно внедрить этот процесс. Поэтому в стране с учётом глобальных тенденций и развития современных технологий меняется нормативно-правовая база, создаются условия, при которых предприятия не смогут идти в ногу со временем. Им придётся стать digital-компаниями. «Если мы не выполним эту работу в ближайшие два-три года, каждый год промедления будет стоить нашей стране 10 лет прогресса», — обозначил президент Мирзиёев.
2030 год может стать реальным сроком для выполнения задач по «оцифровке» экономики Узбекистана. Но при одном условии: мы не должны повторять ошибки, которые допускали наши соседи.
Одна из них — спешка при внедрении ERP, когда существующие процессы не трансформируются и не оптимизируются, а оцифровываются в прежнем виде. В результате владелец бизнеса получает те же данные, но в электронном виде. Это не имеет экономического эффекта.
Хотелось бы избежать подобного в Узбекистане, потому что повторное внедрение — это большие денежные и временные потери.