В сентябре 2020 года хоким Яшнабадского района Ташкента Бахтиёр Рахманкулов объявил, что земельные участки под надземным метро будут участвовать в аукционе для организации инфраструктуры: кафе, ресторанов и магазинов. Он также сообщил, что территория между станциями «Дустлик-2» и «Куйлюк» будет полностью благоустроена.
Автор Factchecknet Дана Опарина решила узнать, что было сделано за прошедшие четыре года.
В марте 2024 года на платформе E-Auksion начали предлагать помещения для предпринимателей. Однако, несмотря на то, что прошло чуть меньше пяти месяцев, некоторые магазины всё ещё пустуют, а в некоторых местах продолжается монтаж.
На данный момент магазины располагаются от станции метро «Яшнабад» до станции «Рохат». В ноябре 2023 года появилась информация о том, что на втором этапе будут организованы помещения для бизнеса до станции метро «Куйлюк». Когда начнётся этот этап, пока неизвестно.
В 2020 году было объявлено о планах строительства дороги для автомобилей вдоль Ахангаранского шоссе шириной 10 метров с учётом возможности параллельной парковки. Редакция обратилась в хокимият Яшнабадского района за информацией о завершении строительства, но пока не получила ответа.
Предполагалось, что также будет отведено 10 метров на другую сторону дороги для создания прогулочной зоны и велодорожек. Однако на практике не везде есть достаточно места для пешеходов, а в некоторых местах проход может быть затруднён из-за ям и оборудования. Велодорожки частично присутствуют на этих участках.
Автомобилисты паркуются под эстакадами метро, создавая «стихийную» парковку. При этом места для парковок никак не обозначены, здесь нет организованных съездов и выездов.
«Это лучше, чем парковки, потому что парковки деньги не приносят. Бизнес создает городские блага, создает рабочие места, платит налоги и хоть как-то помогает окупать площадь. Главное – что появляется социальный контроль, у места появляется какой-то человек, который за этим местом следит», – говорит урбанист Аркадий Гершман.
Здесь могут быть обустроены зелёные зоны, парковки, площадки для занятий воркаутом, торговые и сервисные пункты. Так было запланировано в апреле прошлого года.
Ближе к станциям «Яшнабад» и «Алмаз» уже созданы детские площадки. А возле станции метро «Яшнабад» есть единственная зона для занятий воркаутом.
Год назад в качестве примера для создания инфраструктуры под надземным метро был выбран Берлин.
«В Берлине действительно есть подобный пример – есть городская дорога Штадтбан, которая была построена в 19 веке, идет через центр, связывает многие районы, там в том числе проходят дальние поезда и электрички. Это и надземное метро, и железнодорожная линия. Действительно там снизу есть помещения, которые работают как магазины, как кофейни. Если уж сделали ошибку и построили как проще, быстрее и дешевле – такой надземный вариант, то действительно, чтобы снизу не было всякого безобразия, которое там обычно появляется, лучше сделать такой бизнес для социального контроля, чтобы просто хоть чуть-чуть окупалось место и с учетом того, что это метро, станции сами становятся точкой притяжения», – говорит Гершман.
Сколько на создание магазинов могли потратить – вопрос открытый, отмечает урбанист.
«Это можно сделать как очень дорого, так и очень дешево. Условно, под эти эстакады можно также поставить стандартные киоски, которые обычно стоят на улицах. Можно сделать разные проекты для разных мест, что будет поинтереснее, но при этом подороже. Мне не кажется, что это что-то очень дорогое».
Аркадий Гершман считает, что сама линия метро будет давать тень, и возможно, помещения будут нагреваться чуть меньше.
«Насчет отопления – в принципе в Ташкенте это не слишком то большой вопрос. Благо зимы довольно теплые как правило за редким исключением».
Урбанист утверждает, что магазины могут негативно повлиять на связанность города, если они будут расположены сплошной стеной без обычных проходов. Это может стать проблемой для жителей, так как они не смогут свободно перемещаться даже в ночное время.
«Но в принципе сделать какие-то проходы-арки, как-то их обыграть вполне себе можно».
«В силу того, что это метро, магазины станут местом притяжения», — говорит Гершман. — «Аренда у станций метро, вероятно, будет дорогой, и там всё будет работать хорошо. А вот между станциями вопрос остаётся открытым. Но я думаю, что бизнес сам поймёт, где есть поток людей, а где его нет».