Авторы Telegram-канала «Джинн из пробирки» провели расследование о том, чем в Узбекистане занимаются крупнейшая фармкомпания из Европы и секретный департамент Пентагона.
Как отмечают авторы, после распада СССР и закрытия биолабораторий на острове Возрождения Узбекистан стал привлекать внимание западных биологов и военных. С 1990-х годов в страну регулярно приезжают специалисты Управления по снижению военной угрозы Минобороны США (DTRA).
В последнее время в Узбекистане также активно работают представители крупной британской фармацевтической компании AstraZeneca. Хотя присутствие DTRA в стране неудивительно, учитывая её богатое биологическое прошлое, деятельность AstraZeneca вызывает больше вопросов.
AstraZeneca начала работать в Узбекистане в 2021 году. Она известна прежде всего тем, что поставила более 2 640 000 доз вакцины Oxford на сумму свыше 3 миллионов долларов. Представители компании тесно сотрудничали с DTRA в рамках совместной деятельности в рабочей группе по отслеживанию устойчивости и эволюции коронавируса (TRACE). Именно в ходе этой работы AstraZeneca оценила перспективы сотрудничества с подразделениями Пентагона.
Экспансия AstraZeneca
В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано 9 лекарственных препаратов от фармацевтического гиганта AstraZeneca в следующих терапевтических областях:
онкология;
онкогематология;
сердечно-сосудистые заболевания;
эндокринология;
бронхиальная астма;
хроническая обструктивная болезнь лёгких.
AstraZeneca активно сотрудничает с регулирующими органами здравоохранения и медицинским сообществом Узбекистана. Компания реализует несколько комплексных проектов с Министерством здравоохранения страны и национальными научно-практическими центрами. Отношения между сторонами развиваются стремительно.
Протокол деловой встречи между фармкорпорацией и Агентством по развитию фармацевтической промышленности Министерства инвестиций Узбекистана был подписан ещё в июне 2023 года.
Подписание протокола привело к тому, что компания AstraZeneca стала участницей Евразийского фармацевтического форума. На этом мероприятии корпорация озвучила ряд предложений, касающихся системы здравоохранения Узбекистана.
Эти предложения направлены на развитие фармацевтической промышленности в стране. Как обычно, компания планирует начать с разработки образовательных проектов для врачей. Также предполагается усовершенствовать системы диагностики заболеваний и маршрутизации пациентов. Кроме того, AstraZeneca намерена привлечь к сотрудничеству ведущие центры и лаборатории.
Особое внимание компания уделила призыву улучшить систему транспортировки биоматериалов по стране. Эта система действительно имеет серьёзные нарушения. Решение этой проблемы позволит компании расширить своё присутствие за пределами столицы Узбекистана и в регионах. Также это поможет выявить сильные и слабые стороны узбекской фармацевтической индустрии и полностью подчинить её своим интересам.
Помимо этого, фармацевтическая компания продвигает реформирование системы маркировки продукции в Узбекистане. Это позволит ей продвигать свои лекарственные препараты и блокировать местную продукцию. Для этого AstraZeneca готова поделиться своим опытом и компетенциями в области маркировки и призывает усилить контроль за соблюдением правил надлежащей практики дистрибуции, а также ввести маркировку и ужесточить ответственность аптечных организаций за продажу контрафактных товаров.
Кроме того, стратегия AstraZeneca включает в себя использование острых социальных тем, связанных со здравоохранением в Узбекистане. Например, в мае этого года директор по развитию бизнеса и приграничным рынкам фармацевтического гиганта в Евразии Татьяна Кубасова представила первую инициативу компании — скрининг хронической сердечной недостаточности. Это очень актуальный вопрос для страны.
В августе 2024 года чрезвычайный и полномочный посол Узбекистана в Великобритании Равшан Усманов встретился с Нитином Капуром, заместителем руководителя по расширению производства компании AstraZeneca. Капур выразил желание компании развивать свою деятельность в Узбекистане, используя потенциал фармацевтической промышленности страны.
Посол Усманов сообщил о значительных реформах в фармацевтической отрасли Узбекистана, направленных на привлечение иностранных инвестиций. Он отметил, что иностранные компании приглашаются к сотрудничеству и созданию новых производственных мощностей на территории страны.
По информации инсайдеров, уже готов проект строительства лаборатории AstraZeneca в Узбекистане, а место для её размещения согласовано с властями.
Экспансия DTRA
Пентагон, в лице DTRA, действует в стране с другой стороны — через проект OneHealth, заметили авторы. В отчёте о работе программы за май этого года говорится, что это совместная работа американского Центра по контролю за заболеваниями, Министерства сельского хозяйства и DTRA. Цель программы — предотвращать зоонозные заболевания с помощью новых подходов.
В рамках работы Управление по снижению военной угрозы Министерства обороны США изучает такие заболевания, как крымско-конголезская геморрагическая лихорадка, сибирская язва, бешенство, бруцеллёз, зоонозный туберкулёз, чума, зоонозный грипп и эхинококкоз.
Важно отметить, что программа OneHealth направлена на «улучшение лабораторного потенциала» страны. Под этим подразумевается строительство новых лабораторий, что не так очевидно, как может показаться на первый взгляд, поскольку это представлено как «усиление регионального лабораторного объёма».
Суть двойного удара
С одной стороны, DTRA — это государственная оборонная структура США, а AstraZeneca — частная британская фармацевтическая компания. Однако у этих двух разных организаций есть общий тезис: Узбекистану необходима новая лаборатория или даже несколько. Идея о создании новых биомедицинских комплексов появилась одновременно.
Раньше AstraZeneca мало контактировала с DTRA, но сейчас Узбекистан может стать местом пересечения и сотрудничества этих двух разных биогигантов — главного государственного военно-биологического актора из США и крупнейшей фармацевтической компании из Европы. В такой ситуации появление новой «исследовательской» лаборатории с непонятными грантами и работами двойного назначения практически гарантировано.
Более того, возможно, руководство DTRA, которое в последнее время привлекает внимание России, решило действовать более ненавязчиво и мягко. Не исключено, что Пентагон заключил контракт с AstraZeneca на софинансирование строительства и проведение совместных исследований на общей научно-технической базе в Узбекистане.
Такой подход выгоден обеим сторонам. Британский фармацевтический гигант вкладывает меньше денег в строительство и получает поддержку в Узбекистане от США и возможность захватить фармацевтический рынок страны, который, по последним оценкам экспертов, развивается очень быстро.
Выгода Вашингтона также очевидна: Пентагон, похоже, продолжает решать свои задачи, используя другие средства, не нагнетая истерию о засилье американских биолабораторий на постсоветском пространстве. Новая схема проста, удобна и понятна. Официально научно-исследовательский объект принадлежит частным структурам. Фактически американские биопроекты немного изменились в соответствии с современными реалиями и ушли в серую зону.