Центральный банк Узбекистана временно меняет порядок выдачи онлайн-кредитов кредитными организациями. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.
Отмечается, что в последнее время участились случаи оформления онлайн-кредитов на имя граждан через мобильные приложения коммерческих банков с использованием методов социальной инженерии и цифровых технологий. Также участились случаи незаконного присвоения кредитных средств, поступивших на банковские карты, через P2P-переводы.
За прошедший период текущего года путём мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан был нанесён материальный ущерб в размере около 15 миллиардов сумов в 463 случаях, — говорится в сообщении.
В связи с этим Центральный банк вводит временный порядок, направленный на предотвращение подозрительных мошеннических операций с банковскими картами в процессе предоставления кредитными организациями онлайн-кредитов физическим лицам. Этот порядок будет действовать с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
Граждане должны будут пройти биометрическую идентификацию в процессе подачи заявки на выдачу кредита через мобильное приложение кредитной организации.
После подачи гражданином заявления на получение кредита кредитные организации будут проводить проверку его кредитной истории в базе данных кредитных бюро в два этапа. Если будет установлено, что у клиента отрицательная кредитная история или повышенная долговая нагрузка, если за короткий период было выдано несколько кредитов и долговая нагрузка резко возросла, в выделении кредита будет отказано или будет выделена другая сумма.
Если гражданин, прошедший новую регистрацию через мобильное приложение кредитной организации или вошедший в существующий аккаунт с другого устройства, впервые получает онлайн-кредит в течение 48 часов с момента выделения данного кредита, будут установлены ограничения на P2P-операции за счёт кредита, переводы на счета физических лиц и электронные кошельки, пополнение счёта телефонного номера через операторов мобильной связи, денежные переводы за рубеж и онлайн-обмен валюты.
Для снятия этих ограничений клиент должен в течение 48 часов позвонить на номера телефонов, указанные в СМС-сообщении, отправленном кредитной организацией, и сообщить, что он получил кредит без влияния мошенников.
Если после перевода кредитных средств на банковскую карту гражданина денежные средства не были израсходованы, и в течение 48 часов будет установлено, что заявление на получение кредита было подано клиентом под влиянием мошенников или если клиент не пройдёт дополнительное подтверждение, кредитный договор будет расторгнут кредитной организацией, а выделенные денежные средства будут возвращены.