В договорах управляющих компаний (УК) многоквартирных домов в Узбекистане обнаружены положения, нарушающие права потребителей, сообщил Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
С января по октябрь 2024 года в комитет поступило 8434 жалобы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, строительством и транспортом, из которых 380 касались обслуживания многоквартирных домов. Жители жаловались на отсутствие общих собраний собственников, непрозрачность отчетов о выполненных работах, недоступность отчетов онлайн и на необоснованные начисления за неоказанные услуги.
Проверка показала, что некоторые УК включили в договоры условия, противоречащие закону и ущемляющие права граждан. Например, в договорах компаний Lochin-Sanjar BK и Omad paxtazor kommunal PBK из Кашкадарьинской области указаны штрафы за просрочку платежей в размере 0,1%, но отсутствуют положения о их ответственности за невыполнение обязательств. Подобные пункты есть в договорах УК из Ташкентской, Самаркандской и Сырдарьинской областей.
Компания Xumo Turon из Ферганской области прописала в договоре возможность отключения электричества, газа и воды за просрочку оплаты более чем на три месяца, хотя, как ранее пояснял портал Norma.uz, «поставка электроэнергии и других коммунальных продуктов не входит ни в договор, ни в обязанности органа управления. Договор на оказание коммунальных услуг потребитель заключает с поставщиками. Орган управления отвечает за содержание внутридомовых сетей, по которым коммунальные продукты доводятся до потребителей».
Житель Алмалыка сообщил, что в договоре с УК Ascent Gold Story предусмотрено необоснованное условие, по которому ущерб от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств компанией возмещается за счет государства.
Комитет направил предложения по решению выявленных проблем в Инспекцию по контролю в сфере строительства и ЖКХ.