Русский язык постоянно пополняется новыми словами, часть из которых быстро входит в повседневную речь, а часть остается загадкой для широкой аудитории. Чтобы узнать, какие неологизмы вызывали наибольший интерес в этом году и за последние десять лет, специалисты "Яндекс" проанализировали поисковые запросы со словами «что такое», «что это» и «что значит» за период с 2015 по 2024 год. На основе этих данных составлен топ-5 самых популярных незнакомых слов для каждого года, а также прослежена динамика интереса к ним.
Что искали в 2024 году
Самыми популярными запросами 2024 года стали следующие слова:
1. Докс
2. Скуф
3. Пикми
4. Нормис
5. Вонёнизм
Три из пяти этих слов связаны с характеристиками людей. Например, скуфами называют мужчин старше 30 лет, которые не следят за собой, избегают спорта и питаются нездоровой пищей. Пикми — это девушки, стремящиеся всеми силами заслужить одобрение противоположного пола, а нормис — человек, ничем не примечательный и соответствующий среднестатистическим нормам.
Слово докс используется в контексте фраз вроде «жди докс» или «на тебя заказали докс». Оно обозначает поиск конфиденциальной информации в интернете для последующего шантажа или других незаконных действий.
Последним в топе оказался вонёнизм — тренд на минимализм, здоровый образ жизни и самодостаточность. Его популяризация связана с именем южнокорейской певицы и модели Чан Вонён.
Популярные неологизмы за последние 10 лет
В ретроспективе с 2015 по 2024 годы среди популярных слов встречались термины, связанные с модой, музыкой, технологиями, интернет-культурой и даже спортом. Вот некоторые из них:
2015: крафтовый, панчлайн, дрипка
2016: микроблейдинг, вейп, дратути
2017: спиннер, флексить, райзап
2018: кринж, слайм, попсокет
2019: фонк, вислово, глэмпинг
2020: локдаун, ауф, ковид
2021: поп-ит, симпл-димпл, рилс
2022: альтушка, кинн, конфколл
2023: сплитовать, квадробика, сватнуть
Каждое из этих слов попало в топ благодаря резкому росту интереса, который фиксировался в год его популярности.
Как менялся интерес к новым словам
Анализ показал, что неологизмы ведут себя по-разному. Некоторые слова, как ковид или патимейкер, быстро утратили популярность. Первое стало частью обыденного лексикона, второе — потеряло актуальность.
Другие слова, напротив, вызывают интерес на протяжении нескольких лет. Например, популярность таких терминов, как фонк (музыкальный жанр) и симп (человек, чрезмерно проявляющий внимание к другому), сохраняется даже спустя годы.
Есть и те слова, которые стали популярнее спустя время. Например, интерес к термину кинн (популярному в интернет-культурах) продолжал расти с 2022 по 2024 годы. Схожая ситуация наблюдается с рилс — видеоформатом, ставшим хитом социальных сетей.
Каждый год в русский язык приходят новые слова, отражающие современные тренды, интернет-культуру и развитие технологий. Одни из них прочно занимают свое место в языке, другие исчезают так же быстро, как появились. Однако каждое из этих слов — это часть живой истории языка, которая показывает, чем интересовались люди в разные годы.