«РЭС против зарядных станций для электромобилей»: почему компания игнорирует госпрограмму президента?

Узбекистан

Предприниматели жалуются на внезапные отключения зарядных станций и демонтаж объектов в Ташкенте. Чиновники ссылаются на проблемы с подключением и юридический статус земли. В то же время власти заявляют о поддержке развития электромобильной инфраструктуры. Депутат партии УзЛиДеП обратился в Минэнерго и Агентство по кадастру с просьбой дать разъяснения.

Фото: kun.uz

Несколько операторов электрозарядных станций в Ташкенте заявили о массовом отключении их объектов сотрудниками государственной компании «Региональные электрические сети» (РЭС). Кроме того, Агентство по кадастру требует демонтировать станции, утверждая, что те установлены незаконно.

По словам предпринимателей, действия чиновников оказались неожиданными, особенно на фоне государственной программы по развитию инфраструктуры для электромобилей. Согласно постановлению правительства, до конца 2025 года в Узбекистане планируется установить свыше 32 тысяч зарядных станций.

Однако с начала декабря операторы зарядных станций столкнулись с массовыми отключениями. Представители нескольких компаний заявили, что около 20 станций каждого предприятия были обесточены. Большинство из них расположены рядом с торговыми центрами, супермаркетами и отелями.

Операторы заключают договоры с владельцами объектов, используют их трансформаторы и регистрируются в системе РЭС. Тем не менее, чиновники настаивают, что станции должны подключаться напрямую к энергосети, а не через посредников.

Бизнесмены утверждают, что РЭС отказывает в прямом подключении станций, ссылаясь на нехватку мощности или требуя строительства отдельной подстанции для каждого объекта. Иногда причиной отключения называют долги за электроэнергию, но операторы настаивают, что своевременно оплачивают использование частных трансформаторов.

Кроме того, Агентство по кадастру требует демонтировать станции, объясняя это тем, что они расположены на парковках, не относящихся к собственности отелей или торговых центров. Предприниматели возмущены отсутствием четких правил аренды земли под такие объекты и указывают, что чиновники игнорировали их запросы в течение года, но внезапно активизировались под конец года.

Как пишет Spot со ссылкой на Министерство энергетики Узбекистана, ведомство опровергло введение каких-либо ограничений для зарядных станций. Пресс-секретарь ведомства Хасан Ташходжаев подчеркнул, что министерство, напротив, поддерживает популяризацию электромобилей.

Согласно данным властей, число зарядных станций в стране увеличилось почти вдвое с мая по декабрь текущего года. В Ташкенте действует около 60% из 500 новых объектов. Также сообщается, что летом президент Шавкат Мирзиёев объявил о введении ночного тарифа для таких станций.

Депутат партии УзЛиДеП Нуриддин Султонов направил запрос в Министерство энергетики и Агентство по кадастру с просьбой разъяснить причины отключений и демонтажа зарядных станций. По словам депутата, растущее количество электромобилей в стране требует развития инфраструктуры, а действия чиновников противоречат ранее принятым решениям.

В постановлении правительства от декабря 2022 года указано, что зарядные станции должны быть обязательной частью инфраструктуры торговых центров, заправок и других общественных объектов. Однако многие предприниматели столкнулись с отключением объектов, несмотря на отсутствие задолженностей.

Ситуация вызвала широкий резонанс среди предпринимателей и пользователей электромобилей, и ее дальнейшее развитие остается под вопросом.

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.