Взвешенный подход в политике экономических реформ один из основных подходов к устойчивому развитию Узбекистана

Узбекистан

Узбекистан внедряет поэтапные экономические реформы, минимизируя риски и избегая социальных потрясений. Основные черты подхода включают постепенность, социальную защиту и учет национальных особенностей. Это обеспечивает устойчивое развитие страны.

Фото: пресс-служба президента Узбекистана

Узбекистан, вступив на путь независимости, выбрал стратегию поэтапных и взвешенных экономических реформ. Этот подход, основанный на тщательном анализе, учете национальных особенностей и предотвращении резких социальных потрясений, стал ключевым фактором обеспечения устойчивого развития страны.

При этом этот, подход в экономических реформах Узбекистана характеризуется следующими основными чертами:

  • постепенность и поэтапность проводимых экономических реформ с учетом накопленного опыта и корректировкой курса при необходимости, что позволяет минимизировать риски и адаптировать экономику к новым условиям;

  • приоритет социальной защиты населения является неотъемлемой частью экономических реформ. Государство уделяет особое внимание обеспечению занятости, поддержке малообеспеченных слоев населения, развитию образования и здравоохранения;

  • учет национальных особенностей, т.е. реформы разрабатываются с учетом специфики Узбекистана, его культурных традиций, демографической ситуации и географического положения.

В последние годы республика активно реализует комплекс реформ, направленных на модернизацию экономики и повышение жизненного уровня населения. Стремление к устойчивому развитию становится особенно актуальным в условиях глобальных экономических изменений, вызванных как внутренними, так и внешними факторами. Взвешенный подход к экономическим реформам обеспечит сбалансированный рост и минимизацию потенциальных рисков.

Ведь, проведение экономических, экологических реформ может сопровождаться значительными рисками и негативными последствиями при их активной реализации без учета возможных рисков. Поэтому взвешенный подход и поэтапный переход в контексте перехода к зеленой экономике, демонстрирует стратегическое видение руководства страны в обеспечении устойчивого развития страны.

Данный переход стал не просто трендом, а необходимостью в условиях глобальных климатических изменений и растущего спроса на экологически чистые технологии. Узбекистан активно интегрирует принципы зеленой экономики в свою стратегию развития, создавая основу для долгосрочного устойчивого роста.

Поэтому обеспечение экологической устойчивости и экономического роста за счет перехода к ресурсосберегающей, «зеленой» модели развития, стало главной целью стратегического развития Узбекистана на долгосрочный период.

Стратегия по переходу к зеленой экономике в Узбекистане базируется на нескольких ключевых направлениях, включая развитие возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности, внедрение экологически чистых технологий в промышленности и сельском хозяйстве и внедрение замкнутого цикла в экономики. При этом, важно отметить, что страна приняла обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 35% к 2030 году по сравнению с показателями 2010 года, что демонстрирует серьезность намерений в области климатической политики.

Именно поэтому 2025 год в Узбекистане объявлен Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым «Годом охраны окружающей среды и «зеленой» экономики».

Кроме того, следует отметить, что 14 января 2025 года на саммите «Неделя устойчивого развития Абу-Даби», проходящем в столице Объединенных Арабских Эмиратов Президент Узбекистана в своём выступлении отметил, что:

  • в нашей стране разработаны долгосрочная Стратегия низкоуглеродного развития и Национальная программа «зеленого» финансирования. В ближайшие 5 лет «зеленые» компоненты в инвестиционных проектах будут увеличены до 50 процентов;

  • ведется работа по внедрению национальных систем мониторинга выбросов парниковых газов и торговли квотами на эмиссии. К 2030 году планируется сократить выбросы парниковых газов на 35 процентов и запланировано увеличить долю возобновляемых источников энергии до 54 процентов. По предварительным оценкам в Узбекистане имеется потенциал для производства 500 гигаватт солнечной, 100 гигаватт ветровой и 10 гигаватт гидроэнергии;

  • в рамках программы «Яшил макон» в стране будет проведена работа по озеленению не менее 30 процентов городских территорий. Принимаются системные меры по достижению 100-процентного охвата сельского хозяйства водосберегающими технологиями.

За последние 5 лет в энергетическом секторе республикой реализуются масштабные проекты по развитию солнечной и ветровой энергетики. Эти проекты способствуют диверсификации энергетического баланса страны и создают новые рабочие места в секторе зеленой энергетики.

Так, за это время нашей страной привлечено около 20 миллиардов долларов иностранных инвестиций, введены в эксплуатацию зеленые энергетические мощности - 9,6 гигаватта и 2 системы хранения энергии на 300 мегаватт.

На текущий момент реализуется более 50 крупных проектов совместно с иностранными партнерами на сумму свыше 26 миллиардов долларов по производству 24 гигаватт электроэнергии.

Кроме того, особое внимание уделяется повышению энергоэффективности в промышленном секторе. Внедряются современные энергосберегающие технологии, проводится модернизация производственного оборудования. Например, на текстильных предприятиях страны реализуются проекты по внедрению энергоэффективного оборудования, что позволяет снизить потребление энергии. При этом, государство стимулирует такие инициативы через предоставление налоговых льгот и преференций.

В сельскохозяйственном секторе происходит переход к более устойчивым методам ведения хозяйства. Внедряются водосберегающие технологии орошения, развивается органическое земледелие. Увеличилась в несколько раз площади земель с капельным орошением, что позволяет экономить водные ресурсы.

Развитие экологически чистого транспорта является еще одним приоритетным направлением. В крупных городах обновляется парк общественного транспорта с переходом на электробусы. Так, в городе Ташкенте уже запущены первые маршруты электробусов, планируется расширение электрифицированного общественного транспорта в других городах. Развивается инфраструктура для электромобилей, устанавливаются зарядные станции.

В строительном секторе внедряются принципы зеленого строительства. Новые здания проектируются с учетом требований энергоэффективности, используются экологически чистые строительные материалы. В Ташкенте и других крупных городах реализуются пилотные проекты по строительству энергоэффективных зданий, которые потребляют на значительно меньше энергии по сравнению с традиционными зданиями.

При этом, немаловажное внимание уделяется переработке и утилизации строительных отходов во время сноса и нового строительства новых объектов. В рамках принятых Правительственных решений реализуются комплексные меры переработки и утилизации строительных отходов в стране. В этом направлении в республике действует более тридцати предприятий, специализирующихся на переработке строительных отходов.

Образование и подготовка кадров для зеленой экономики также является важным приоритетом. В высших учебных заведениях открываются новые специальности, связанные с возобновляемой энергетикой, экологическим менеджментом, зелеными технологиями. Создаются учебные центры для подготовки специалистов в области солнечной и ветровой энергетики, энергоэффективности.

Научные исследования и инновации в области зеленых технологий также поддерживаются государством. Создаются научно-исследовательские центры, работающие над развитием возобновляемой энергетики, энергоэффективных технологий, экологически чистых производств, что создает основу для технологической независимости в области зеленых технологий.

Кроме того, для достижения устойчивого развития страны созданы и действуют 24 крупные Свободные экономические зоны (СЭЗ) и 742 малые промышленные зоны, в которых зарегистрировано более четырех тысяч предприятий. В основном эти зоны созданы для строительства новых высокотехнологичных, конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных промышленных производств, развития промышленной, инженерной, телекоммуникационной, дорожной и социальной инфраструктуры, а также соответствующих логистических услуг. Также в этих зонах созданы достаточное количество технопарков и стартапов для продвижения новых технологических решений и зеленых технологий в сфере производства и услуг. В 2023 году объем их промышленного производства уже превысил 4 млрд долларов США, а экспортная выручка составила почти 1 млрд долларов США.

Международное сотрудничество в области зеленой экономики также активно развивается. Узбекистан участвует в международных климатических инициативах, привлекает передовой опыт и технологии в области зеленой экономики. Реализуются совместные проекты с Европейским Союзом, Всемирным банком, Азиатским банком развития в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности.

Взвешенный подход к экономическим реформам оказывает прямое влияние на устойчивое развитие Узбекистана по нескольким направлениям:

  • постепенные и продуманные реформы создают благоприятные условия для устойчивого экономического роста. Избегая резких колебаний и кризисов, экономика демонстрирует стабильную динамику экономического роста;

  • приоритет социальной защиты позволяет смягчить негативные последствия реформ для наиболее уязвимых слоев населения, что способствует сохранению социальной стабильности и предотвращает социальные конфликты;

  • предсказуемость и последовательность в проведении реформ повышают доверие инвесторов и способствуют притоку иностранного капитала в страну;

  • привлечение иностранных инвестиций и внедрение новых технологий способствуют модернизации экономики и повышению ее конкурентоспособности и др.

Таким образом, принятый в стране подход к развитию зеленой экономики характеризуется комплексностью и последовательностью. Страна не только ставит амбициозные цели в области устойчивого развития, но и создает конкретные механизмы для их достижения, что позволяет обеспечить постепенный, но уверенный переход к более экологически устойчивой модели экономического развития.


Авторы статьи:

Гулямов Р.Р. – Руководитель Проектного офиса по продвижению и внедрению зеленой экономики Высшей школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Шаулов Д.И. – главный специалист Проектного офиса по продвижению и внедрению зеленой экономики Высшей школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.