В ходе своего первого зарубежного визита в качестве государственного секретаря США Марко Рубио посетил в воскресенье (2 февраля) Панаму. В ходе встречи с президентом этой страны Хосе Раулем Мулино он подчеркнул необходимость срочных изменений в работе Панамского канала, который является ключевым судоходным путём, соединяющим Тихий и Атлантический океаны.
Представитель Госдепартамента отметил, что, по мнению президента США Дональда Трампа, китайское влияние представляет угрозу для работы Панамского канала. Однако власти Панамы отрицают, что они передали контроль над ним Китаю.
Как сообщает агентство Reuters, канал находится под управлением Панамы, но два порта по обе стороны канала контролируются компанией, зарегистрированной в Гонконге, который имеет статус особого административного района КНР. Ещё несколько портов находятся под управлением компаний из США, Сингапура и Тайваня.
Перед поездкой Рубио предупредил, что Китай, контролирующий компанию-оператора портов, может перекрыть доступ к каналу в случае конфликта.
«Если правительство Китая в случае конфликта скажет им перекрыть Панамский канал, они будут вынуждены это сделать. И я не сомневаюсь, что у них есть планы на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы сделать это. Это прямая угроза», — приводит слова Рубио «Голос Америки».
Некоторые аналитики выражают опасения, что Китай использует экономические и неэкономические методы в Западном полушарии для расширения своего влияния, что вызывает беспокойство в США по поводу национальной безопасности.
После своего избрания президентом Трамп неоднократно заявлял о намерении США вернуть себе контроль над каналом, но не уточнял, что именно он имеет в виду.
Панамский канал — это искусственный водный путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через Панамский перешеек. Его длина составляет около 82 км, и он играет ключевую роль в международной торговле, сокращая путь для морских судов, которым в противном случае пришлось бы огибать Южную Америку через мыс Горн.
Французы начали строительство канала в 1881 году под руководством инженера Фердинанда де Лессепса, но из-за инженерных ошибок, болезней (малярия и жёлтая лихорадка) и финансовых проблем проект провалился.
В 1904 году строительство продолжили США, которые учли ошибки французов, внедрили новые инженерные решения и успешно завершили проект в 1914 году.
Значение для США
Стратегическое преимущество:
Панамский канал стал важным стратегическим объектом для ВМС США, позволяя быстро перебрасывать корабли между Атлантическим и Тихим океанами, особенно во время военных конфликтов (например, во время Второй мировой войны).Экономическое влияние:
США контролировали канал и зону вокруг него почти весь XX век. Это дало американским компаниям привилегии в мировой торговле, так как канал значительно снижал транспортные расходы и ускорял доставку товаров.Политическое влияние:
Контроль над каналом укрепил геополитическое влияние США в Латинской Америке, делая их ключевым игроком в регионе. Однако этот контроль также вызывал напряжённость в отношениях с Панамой.Передача контроля:
В 1977 году США и Панама подписали договор Торрихос — Картер, согласно которому управление каналом постепенно переходило Панаме. С 31 декабря 1999 года Панамский канал полностью находится под управлением Панамского управления канала (ACP).
Современное значение
Хотя США больше не контролируют канал напрямую, он остаётся важным для их экономики. Около 70% грузов, проходящих через канал, связаны с США. Кроме того, канал играет ключевую роль в глобальной логистике, особенно после его расширения в 2016 году, что позволило обслуживать более крупные суда (нео-панамаксы).