Узбекистан вышел на первое место среди стран ЦА и Закавказья по темпам прироста складской недвижимости

Узбекистан

На протяжении последних лет процесс развертывания логистической инфраструктуры в Центральной Азии почти полностью был связан с Казахстаном. Но в 2024 году образовался новый очаг девелоперской активности — Узбекистан. Всего за один сезон в республике удвоились запасы качественных складских площадей. Однако итоговый показатель все равно остается мизерным относительно реальных потребностей бизнеса.

Фото: Иллюстративное / iStock

Чтобы выйти хотя бы на тот уровень обеспеченности логистическими мощностями, которого достигли северные соседи, Узбекистану нужно построить складов на 2,3–2,4 млн кв. м — в дополнение к имеющимся 0,5 млн кв. м. Такова экспертная оценка Станислава Ахмедзянова, управляющего партнера IBC Global.

Станислав Ахмедзянов

После запуска в эксплуатацию логистического центра Grand Pharm, который является частью инновационного кластера Ташкентского фармацевтического парка в Зангиатинском районе, общая площадь качественных складских помещений в Узбекистане превысила 500 000 квадратных метров.

За сезон 2024 года площадь функционирующей логистической недвижимости увеличилась на 165%. Это абсолютный рекорд среди всех стран Центральной Азии и Закавказья.

В то же время, в Грузии площадь складских помещений увеличилась на 65%, в Армении и Кыргызстане — на 30%, а в Казахстане — на 20%.

Помимо логистического центра Grand Pharm, в прошлом году был открыт ещё один крупный склад площадью 50 000 квадратных метров в юго-западной части Ташкента (Янгиюльский район Ташкентской области).

Среди других значимых проектов эксперты отмечают вторую очередь логистического центра Orient Logistics площадью 21 500 квадратных метров и складской комплекс дистрибьютора повседневных товаров Balton Trading Asia площадью 20 000 квадратных метров.

Несмотря на значительные успехи, республика всё ещё находится на начальной стадии создания современной логистической системы. В прошлом году по общей площади складских помещений Узбекистан сравнялся с Азербайджаном, который уступает ему по численности населения в 3,7 раза и по территории в 5,2 раза. Даже с учётом удвоения площади на одного жителя страны приходится всего 0,01 квадратного метра качественных складских помещений. Эту площадь можно легко накрыть тюбетейкой.

Специалисты IBC Global считают, что в ближайшие два года возможно строительство до 0,5 миллиона квадратных метров логистической инфраструктуры. Только в декабре 2022 года было подписано соглашение между Узбекистаном и Казахстаном о строительстве группы складских зданий классов А и В общей площадью 248 тысяч квадратных метров.

Чтобы достичь уровня Казахстана по обеспеченности складскими помещениями, узбекским застройщикам необходимо увеличить общую площадь логистической инфраструктуры до 2,8–2,9 миллиона квадратных метров, что займёт не менее 7–8 лет. Если сравнивать с российскими показателями, то необходимо достичь уровня в 12,7 миллиона квадратных метров.

На рынке складской недвижимости Узбекистана есть четыре главных актора. Первый — местные игроки. Прежде всего, это молодой национальный маркетплейс Uzum Market, недавно получивший статус «единорога» (стартап, который стоит более 1 млрд долларов) — уникальное достижение для цифровой индустрии страны. Услугами платформы пользуются 12 тыс. предпринимателей. Для дальнейшего развития Uzum Market требуются огромные по меркам Узбекистана объемы логистической инфраструктуры — порядка 150–170 тыс. кв. м в краткосрочной перспективе и 500–600 тыс. кв. м в среднесрочной (что существенно больше того, чем сейчас располагает весь Узбекистан). В 2024 году она ввела в строй складской комплекс на 112 тыс. кв. м, крупнейший логистический комплекс из подобных проектов в республике.

Крупнейшие российские компании, занимающиеся электронной коммерцией, также проявляют интерес к Узбекистану. В частности, Wildberries, известная как RWB, весной 2023 года открыла сортировочный центр площадью 1100 квадратных метров.

Спустя несколько месяцев было объявлено о планах строительства логистического комплекса площадью 150 000 квадратных метров в столичном регионе. Предполагаемый объём инвестиций составляет 137 миллионов долларов. В дальнейшем планируется построить аналогичные по размеру логистические хабы в Ферганской области и к югу от Ташкента, в Самарканде или Джизаке.

Начало работ было отложено, но в апреле 2024 года Татьяна Ким (тогда ещё Бакальчук) подтвердила, что компания не отказывается от планов по укреплению своих позиций на рынке Узбекистана. Запуск первого из логистических гигантов запланирован на 2026 год.

Ozon также не отстаёт от конкурентов. В октябре 2024 года маркетплейс открыл сортировочный центр в Ташкенте. Пока его площадь составляет 1000 квадратных метров, но в будущем возможно расширение до 5000 квадратных метров.

Ozon не планирует ограничиваться одним объектом. В планах компании — строительство сортировочных центров в Фергане, Термезе и Бухаре, а также открытие 1500 пунктов выдачи.

В целом электронная коммерция становится основным драйвером развития логистического рынка в стране. К 2027 году объём рынка электронной коммерции достигнет 2 миллиардов долларов, что в 10 раз больше, чем в 2021 году, и в 4 раза больше, чем в 2023 году. Доля электронной коммерции в общем объёме торговли за пять лет может вырасти с текущих 4% до 15%.

Международные компании формируют третью группу заинтересованных сторон.

На саммите в Берлине в сентябре 2023 года, где присутствовали канцлер Германии и главы пяти стран Центральной Азии, был подписан меморандум о сотрудничестве между «Узбекскими железными дорогами» и крупным логистическим оператором Rhenus Group.

Это соглашение привело к решению Rhenus Group присоединиться к проекту по расширению мультимодального транспортно-логистического центра в Андижанской области. Для этого проекта выделено 20 гектаров земли в свободной экономической зоне «Шелковый путь».

Rhenus Group также планирует построить ТЛЦ в Ташкентской и Самаркандской областях.

Китайские инвесторы также проявляют активность. Компания Shenzhen Neptune Logistics Co. Ltd. готова инвестировать в логистическую инфраструктуру Узбекистана от 10 до 15 миллионов долларов. Особенно их интересуют пункты обслуживания контейнерных перевозок в направлении европейских стран и Турции.

Через два месяца после визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Пекин были подписаны соглашения о создании мультимодального логистического центра и модернизации парка локомотивов.

В конце 2024 года к развитию логистической системы Узбекистана присоединится пакистанская компания National Logistics Corporation (NLC). Она планирует открыть офис в Ташкенте и складской комплекс в Termez Cargo Centre.

Четвертым участником процесса выступает государство — как модератор и единственный гарант соблюдения всех взятых обязательств. Согласно стратегии развития транспортной системы до 2035 года, стратегической задачей страны является становление в качестве связующего звена в логистических схемах трансконтинентальных поставок. Путями достижения этого результата названы интеграция местных логистических центров в систему международных перевозок, сотрудничество с китайскими компаниями в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и развитие логистических схем на базе свободных экономических зон.

Для транспортно-логистической отрасли Узбекистана характерны следующие особенности:

  • Дефицит передовых технологий и современного оборудования, строительных материалов, качественных участков с доступом к инженерным сетям и квалифицированных кадров – общий набор проблем для центральноазиатского коммерческого девелопмента;

  • Дисбаланс между спросом и предложением, и как следствие, околонулевой показатель вакансии (до 1%);

  • Сверхвысокая концентрация предложения (девять десятых от общего объема) внутри одной локации – Ташкентской агломерации. Правда, в стране ведется серьезная работа по диверсификации логистической сети. Помимо упомянутых выше региональных проектов этот тренд выражается еще в нескольких случаях: мультимодальный ТЛЦ класса A «Логопарк Самарканд», логистический центр возле таможенного поста «Алат» в Бухарской области, Chongqing International Logistics Hub Park в свободной экономической зоне «Навои»;

  • Низкая доля помещений класса А в общей структуре качественной складской недвижимости – 22% (в Казахстане - 41%, в Кыргызстане – 33%);

  • Крайне малая выборка в категории объектов класса А задает сверхвысокий арендный ценник – 150+ долларов за квадратный метр в год (максимум для стран Центральной Азии и Закавказья). Это на 30% дороже, чем в Московском регионе, и на 40%, чем в Екатеринбурге.

Отдавая должное рывку, который узбекская логистическая индустрия проделала в 2024 году, необходимо отметить, что ей пока не удалось избавиться от большинства структурных тормозов.

Рост сохранится в любом случае, но без проведения масштабных реформ, он будет недостаточным, чтобы преодолеть отставание от ведущих экономик Евразии.

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.