Начальник департамента внешней торговли Министерства инвестиций, промышленности и торговли (МИПТ) Иномжон Абдурахмонов заявил, что повышение утилизационного сбора на электромобили поможет развитию переработки аккумуляторов и отходов.
По его словам, батареи электрокаров содержат тяжелые металлы, вредные для здоровья человека, а к 2035 году в стране может накопиться более 10 тысяч тонн отработанных аккумуляторов. Утилизационный сбор, как мера регулирования внешней торговли, направлен на защиту экологии, здоровья граждан и поддержку отечественной промышленности.
Абдурахмонов отметил, что в Узбекистане нет импортной таможенной пошлины на электромобили, тогда как в других странах она достигает значительных размеров: в Индии — 125%, в ЕС — до 55%, в ЕАЭС — до 15%. Например, стоимость электромобиля в России после оплаты всех пошлин составляет $29,6 тыс., а в Узбекистане — $25,9 тыс.
Чиновник также подчеркнул, что в республике вводятся льготы для производителей электромобилей, что способствует созданию рабочих мест, привлечению инвестиций и расширению ассортимента автомобилей.
По его словам, повышение утильсбора не противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО), так как данный платеж подпадает под категорию «прочих пошлин и сборов» (other duties and charges). Государства, претендующие на вступление в ВТО, могут включать этот сбор в свои обязательства.
Абдурахмонов подверг критике аргументы противников инициативы, заявив, что они не имеют экономического обоснования. Он напомнил, что при МИПТ работает общественный совет, куда могут обратиться блогеры и экономисты.
Напомним, что ранее в Узбекистане предлагали ввести утильсбор с 2025 года. Налог предлагается взымать с импортеров и местных производителей. Для легковушек утильсбор составит от 5 до 10 тыс. сумов.