Игромания. К чему может привести чрезмерное увлечение компьютерными играми?
Делимся мнением психолога и любителей "поиграть".
Редакция Взгляд.uz рассказывала, что такое киберспорт, как к нему относятся в Узбекистане и сколько на нем можно заработать. В этот раз мы расскажем, могут ли игры нести вред и что думает по этому поводу специализированный психолог.
Как зарождалась игромания
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Все бы ничего, вот только с каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или, попросту, «игроманами».
Несмотря на то, что первая программа для развлечения была написана в 1960 году, о проблеме зависимости от игрового процесса заговорили лишь в конце 90-х, когда появилась первые экземпляры, сравнительно реалистично изображающие окружающий мир. Все больше людей стали часами просиживать перед мониторами, вызывая не только недовольство родных, но и вполне обоснованные опасения медиков.
Первыми забили тревогу офтальмологи: мерцание экрана довольно быстро приводило к ухудшению зрения. Позднее к ним подключились невропатологи, на прием к которым приходило все больше людей, жалующихся на хроническую усталость. Это и понятно, ведь сюжет большинства игр постоянно держит человека в напряжении и, зачастую, он просто не успевает отдохнуть за ночь.
Настоящий шум вокруг влияния компьютерных игр на организм начался с появлением многопользовательских продуктов, для которых необходимо подключение к интернету. Согласно исследованиям зарубежных социологов, с этого момента в обществе формируется целый класс фанатов компьютерных игр в онлайне. Общение с игроманами показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и утеря нормальных человеческих ценностей. И это далеко не пустые слова и не очередная «страшилка», которыми сейчас никого не удивишь.
Не так давно с последствиями игромании пришлось столкнуться женщине, сын которой, желая раздобыть денег на оплату аренды компьютера в Интернет-кафе, украл 10 килограммов телефонного кабеля. Малолетний воришка был задержан с поличным и получил условное наказание, по причине несовершеннолетия.
Отношение людей к видеоиграм
Для иллюстрации приведем некоторые мнения:
Александр К., 23 года, студент.
Алишер Б., 14 лет, школьник.
Вера М, 18 лет, абитуриентка
Елена Л., 25 лет, журналист.
Фархад А., 32 года, администратор компьютерного клуба.
Мнение психолога
А что же думают по этому поводу те, кому приходится лечить от излишней увлеченности виртуальными подвигами? Своим мнением делится практикующий психолог, работающий в Службе психологической помощи. А посему, представившийся «рабочим» псевдонимом Мария. Так уж заведено в этой организации, что звонящие не должны знать реальные фамилии и имена сотрудников службы.
Психолог также рассказала о 17-летнем парне, целиком ушедшем от реального мира в виртуальный. Началось все с безобидного разговора в компании друзей о том, как бы убить время на каникулах. Алексей (будем называть его так) по окончании школы собирался поступать в ташкентский колледж Успенского, а до того уже успел закончить музыкальную школу по классам гитары и фортепиано. Соответственно и интересы юноши относились, главным образом, к музыке. Его друзья, будучи фанатами игры Lineage II, посоветовали ему послушать музыкальное оформление игры. Только ради этого и согласился парень установить игру на свой домашний компьютер. Музыка, хотя особо и не впечатлила, была приятной, а потом игровые перипетии захватили Лешу. Гитара и купленное с большим трудом фортепиано покрывались пылью, а парень часами просиживал перед монитором. Игра оказалась коварной: одному там «выжить» трудно и Алексей присоединился к клану. А это наложило на него определенные обязанности, например, быть в игре строго в назначенное время. А как же, если парень стал целителем клана и без него был невозможен ни один сколько-нибудь серьезный рейд.
Алексей начал продавать личное имущество, доставая, таким образом, средства для развития своего игрового персонажа. Но однажды, после скандала с родителями, призадумался о том, в какую пропасть он падает и обратился за помощью к психологу.
В настоящий момент парень стал-таки профессиональным музыкантом, жизнь его наладилась, а в игру он входит лишь на пару часов, не более.
Если же говорить о том, пользу или вред приносят игры вообще, то здесь трудно ответить однозначно. Сама по себе игра - это инструмент, а как нам с ним поступать и для чего использовать - решать только нам. В реальной жизни многим трудно себя реализовать (организовать свой бизнес, занять руководящую должность, приобрести опыт управления людьми и т.д.). И здесь игра может выступать в роли тренажера. Есть задатки лидера - реализуй. Есть желание заняться бизнесом - вперёд. Здесь ты не потеряешь начальный капитал и не окажешься в долговой яме (разве что, виртуально). Одной из особенностей онлайн-игр является то, что в нее играет множество реальных людей и сделав свой клан, наладив его корректную работу действительно станешь уверенней в себе. Удержать под своим контролем людей, над которым ты фактически не имеешь власти (не оштрафуешь, не лишишь премии и т.д.) и который в любой момент может просто проигнорировать тебя - это ли не настоящие лидерство? Важно только четко отделять виртуальную реальность от собственной жизни и не давать первому заменить второе.
Как зарождалась игромания
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Все бы ничего, вот только с каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или, попросту, «игроманами».
Несмотря на то, что первая программа для развлечения была написана в 1960 году, о проблеме зависимости от игрового процесса заговорили лишь в конце 90-х, когда появилась первые экземпляры, сравнительно реалистично изображающие окружающий мир. Все больше людей стали часами просиживать перед мониторами, вызывая не только недовольство родных, но и вполне обоснованные опасения медиков.
Первыми забили тревогу офтальмологи: мерцание экрана довольно быстро приводило к ухудшению зрения. Позднее к ним подключились невропатологи, на прием к которым приходило все больше людей, жалующихся на хроническую усталость. Это и понятно, ведь сюжет большинства игр постоянно держит человека в напряжении и, зачастую, он просто не успевает отдохнуть за ночь.
Настоящий шум вокруг влияния компьютерных игр на организм начался с появлением многопользовательских продуктов, для которых необходимо подключение к интернету. Согласно исследованиям зарубежных социологов, с этого момента в обществе формируется целый класс фанатов компьютерных игр в онлайне. Общение с игроманами показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и утеря нормальных человеческих ценностей. И это далеко не пустые слова и не очередная «страшилка», которыми сейчас никого не удивишь.
Не так давно с последствиями игромании пришлось столкнуться женщине, сын которой, желая раздобыть денег на оплату аренды компьютера в Интернет-кафе, украл 10 килограммов телефонного кабеля. Малолетний воришка был задержан с поличным и получил условное наказание, по причине несовершеннолетия.
Отношение людей к видеоиграм
Для иллюстрации приведем некоторые мнения:
Александр К., 23 года, студент.
Я играю практически каждый день и не по одному часу, но для меня на первом месте всегда будет реальная жизнь. Так что, зависимым себя назвать не могу. Хотя, согласен, что мог бы заняться и более полезными делами.
Алишер Б., 14 лет, школьник.
Я играю потому, что мне это интересно, хотя, мои родители этого не понимают. Слышал, что компьютерным играм проводятся соревнования и очень хотел бы участвовать в них и победить. Это точно такой же спорт, как и все остальные виды. Ничем не хуже, например, шахмат.
Вера М, 18 лет, абитуриентка
Играю уже несколько лет и успела «переболеть» чем-то вроде зависимости. Проводила за компьютером почти круглые сутки. Но однажды мне это надоело, да и проблемы с учебой начались. Так что теперь я захожу в игру только для того, чтобы пообщаться с друзьями, которых там нашла. Но, наверное, онлайн-игры – это зло! Точнее, в них больше дурного, чем хорошего.
Елена Л., 25 лет, журналист.
Я считаю, что это явление, как и любое другое, имеет право на существование. В нем есть и плюсы, и минусы, и каждый человек выбирает, на чем больше заморачиваться. Игры часто обвиняют в пропаганде жестокости, агрессии, но ведь эти качества есть и в других видах спорта. Скажем, в том же футболе или боксе. Это как кухонный нож: кто-то им хлеб режет, а кто-то человека убьет. По-моему, пусть уж дети в игры играют, чем по подворотням шатаются.
Фархад А., 32 года, администратор компьютерного клуба.
Затрудняюсь осудить или похвалить увлечение онлайн-играми. Да и зависимость от них – понятие относительное. Поначалу это действительно затягивает, но потом проходит, делаясь просто развлечением, возможностью выплеснуть накопившийся негатив. В конце концов это возможность «порулить», повысить свою самооценку как игрока, или как человека.
Мнение психолога
А что же думают по этому поводу те, кому приходится лечить от излишней увлеченности виртуальными подвигами? Своим мнением делится практикующий психолог, работающий в Службе психологической помощи. А посему, представившийся «рабочим» псевдонимом Мария. Так уж заведено в этой организации, что звонящие не должны знать реальные фамилии и имена сотрудников службы.
Действительно, такое явление, как игромания существует и даже разработаны методики по ее лечению. Но проблема в том, что часто пациент не считает себя зависимым, а, следовательно, не желает что-либо менять в своем поведении. Есть и другая крайность: когда специалисту звонит не сам игрок, а его родственник или близкий человек и просит вылечить несчастного. В таких случаях не исключено, что проблема мнимая и не является патологией. Это все равно, что решить, что у кого-то болит зуб и заставить его пойти к стоматологу. Разумеется, никакой пользы это не принесет, а вот отношения испортиться могут. Поэтому знающий специалист сначала должен решить, нуждается ли такой приведенный за ручку пациент в его помощи. Если это так, то его поведение корректируется при помощи специальных методов. А если – нет, то зачастую полезно поговорить и с теми, кто его привел.
Психолог также рассказала о 17-летнем парне, целиком ушедшем от реального мира в виртуальный. Началось все с безобидного разговора в компании друзей о том, как бы убить время на каникулах. Алексей (будем называть его так) по окончании школы собирался поступать в ташкентский колледж Успенского, а до того уже успел закончить музыкальную школу по классам гитары и фортепиано. Соответственно и интересы юноши относились, главным образом, к музыке. Его друзья, будучи фанатами игры Lineage II, посоветовали ему послушать музыкальное оформление игры. Только ради этого и согласился парень установить игру на свой домашний компьютер. Музыка, хотя особо и не впечатлила, была приятной, а потом игровые перипетии захватили Лешу. Гитара и купленное с большим трудом фортепиано покрывались пылью, а парень часами просиживал перед монитором. Игра оказалась коварной: одному там «выжить» трудно и Алексей присоединился к клану. А это наложило на него определенные обязанности, например, быть в игре строго в назначенное время. А как же, если парень стал целителем клана и без него был невозможен ни один сколько-нибудь серьезный рейд.
Алексей начал продавать личное имущество, доставая, таким образом, средства для развития своего игрового персонажа. Но однажды, после скандала с родителями, призадумался о том, в какую пропасть он падает и обратился за помощью к психологу.
В настоящий момент парень стал-таки профессиональным музыкантом, жизнь его наладилась, а в игру он входит лишь на пару часов, не более.
Если же говорить о том, пользу или вред приносят игры вообще, то здесь трудно ответить однозначно. Сама по себе игра - это инструмент, а как нам с ним поступать и для чего использовать - решать только нам. В реальной жизни многим трудно себя реализовать (организовать свой бизнес, занять руководящую должность, приобрести опыт управления людьми и т.д.). И здесь игра может выступать в роли тренажера. Есть задатки лидера - реализуй. Есть желание заняться бизнесом - вперёд. Здесь ты не потеряешь начальный капитал и не окажешься в долговой яме (разве что, виртуально). Одной из особенностей онлайн-игр является то, что в нее играет множество реальных людей и сделав свой клан, наладив его корректную работу действительно станешь уверенней в себе. Удержать под своим контролем людей, над которым ты фактически не имеешь власти (не оштрафуешь, не лишишь премии и т.д.) и который в любой момент может просто проигнорировать тебя - это ли не настоящие лидерство? Важно только четко отделять виртуальную реальность от собственной жизни и не давать первому заменить второе.