Или же рассмотрим другую ситуацию: вы it-специалист, который недавно запустил свой технологический проект, у вас есть клиенты и первые продажи, но у вас нет денег на расширения этого процесса и увеличения продаж. Такую поддержку обеспечивают специальные структуры – стартап акселераторы и инкубаторы.
Бизнес-инкубатор — это организация, занимающаяся поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее коммерциализации.
Бизнес-акселератор — социальный институт поддержки стартапов. Понятие описывает как учреждения, так и организованные ими программы интенсивного развития компаний через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку в обмен на долю в капитале компании.
В первой ситуации, когда стартап находится только на уровне идеи, нужно обратиться в бизнес-инкубатор. Во-втором, когда стартап уже находится на стадии MVP (Minimum Viable Product) - минимально жизнеспособный продукт, можно обращаться уже в бизнес акселераторы. Минимально жизнеспособный продукт — это продукт, который обладает минимальным функционалом, но способен удовлетворить им первых потребителей. Необходим для получения обратной связи от потребителей с целью формирования гипотез для дальнейшего развития продукта.
Своим реальным опытом в сфере финансирования стартапа с нами поделилась Дильдора Атаджанова, эксперт в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции из Узбекистана, создатель таких проектов, как teodora_goods.uz и @dalatek.uz
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Если на полноценный запуск уходят большие средства, например, создание агро-платформы , то на его демо-версию, чтобы довести проект до MVP, возможны альтернативные форматы. Полноценный запуск подразумевал собой цифровизацию фермерских экспортеров и тем самым открытие доступа друг к другу. Мы же начали с создания телеграм-бота, в который загрузили контакты фермерских экспортеров, открыли доступ для всех и увидели на деле, что спрос большой. После доведения проекта до MVP вы должны показать цифры – скольким людям была прорекламирована услуга или продукт, сколько людей заинтересовалось, кто стал активным пользователем, среднее нахождение на платформе, заключение сделок – в бизнес среде это называется тягой (traction).
Эти цифры нужно проиллюстрировать и показать на встрече с инвесторами, если их устроят эти цифры, они сами предложат инвестирование. После того, как презентация готова, нужно отслеживать питчи, например, в IT-парке и во многих других компаниях. В определенные дни приезжают инвесторы, и предприниматели презентуют свои проекты и, таким образом, можно найти инвесторов.
Питч — устная или визуальная презентация проекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.
Анализ мирового опыта показал, что бизнес-акселераторы и бизнес-инкубаторы являются одним из самых популярных способов для развития бизнеса в США и Европе.
Советы для стартаперов ,которые хотят заключить договор с бизнес-инкубатором или акселераторами:
- Фиксированная доля акселератора в вашем стартапе, а не опцион.
- Участие в акселераторах ограничено по времени, обычно от трех до шести месяцев. В инкубаторах нет такого ограничения, срок может составлять от года до пяти лет,нужно учитывать это обстоятельство.
- Не подавайтесь в акселератор, не изучив портфолио и не узнав условия вашего совместного сотрудничества.
- Не стоит отправлять заявку во все акселераторы без разбора (все они имеют свою специфику ,нужно понять для какого акселератора подходит ваш стартап, отталкиваясь от ниши ,в которой вы хотите его реализовать)
- Если по каким-то причинам не смогли найти акселератор, возможно, вам нужно искать бизнес-ангела (Angel Investor).
Если инвестор финансирует компании на совсем ранней стадии, то он получает хорошую долю за небольшие деньги, но имеет большие риски провала стартапа. Такого инвестора называют «бизнес-ангелом», а раунд финансирования - «ангельским раундом». Средний размер доли инвестора на ангельском раунде составляет 5%-10%. Средний размер инвестиций - от $100K до $1M.
Российский опыт по финансированию стартапов (на примере технологических стартапов)
Чаще всего инвесторами технологических стартапов на российском рынке становятся частные непрофильные инвесторы, российские и иностранные венчурные фонды, стратегические инвесторы (корпорации), российские и иностранные бизнес-ангелы, российские и западные акселераторы.
Поддержка государства. Существуют целевые гранты и субсидии, налоговые и иные льготы, которыми могут воспользоваться компании с прибылью, институты развития, которые выделяют финансирование из бюджета государства, например, «Сколково» или «Роснано»
Мероприятиях для стартапов. В Москве и других регионах РФ каждый месяц проходят онлайн- и офлайн-конкурсы, стартап-челленджи, хакатоны, питч-сессии, митапы, стартап-конференции и форумы.
Запуск крауд-кампаний. Существует 3 основных разновидности крауд-платформ.
На краудфандинговых платформах спонсоры (бэкеры) коллективно вкладываются в проект, а автор кампании (фаундер) вознаграждает их нематериальным бонусом, например, копией своей продукции или мастер-классом. Как правило, автор указывает сумму сбора и устанавливает дедлайн.
На краудинвестинговых платформах инвесторы финансируют проекты и получают за это долю участия в проекте. Такой вариант подойдет стартапам с продажами.
На краудлендинговых платформах инвесторы работают по принципам P2B (person-to-business) или B2B (business-to-business) кредитования: физлица и юрлица предоставляют краткосрочные займы под процент.
Но не только основатели стартапов ищут инвесторов. Инвесторы тоже в поисках стартапов.Они могут искать их самостоятельно или с помощью нетворкинга ,а также обратиться к посредникам. Пример такого посредника — компания GoTech, которая оказывает услуги технологического скаутинга. Она находит стартапы, чьи продукты и технологии могут решить задачи компании-заказчика.
Скаутинг -процесс привлечения технологических компаний в венчурный фонд, корпорацию или бизнес-акселератор.
Зарубежные акселераторы хотят, чтобы команды со всего мира могли участвовать в их программах,они не ставят ограничения по местонахождению участников ,так что предпринимателям не стоит бояться подавать заявки в зарубежные акселераторы. Акселераторы в Узбекистане и других странах СНГ сейчас еще принимают стартапы на стадии идеи, это связано с тем, что на данный момент отсутствуют проекты, которые бы отвечали всем требованиям акселератора
Так что более благополучного периода, чем сейчас, для запуска стартапа не будет, так как сейчас период не слишком высокой конкуренции.
Автор: Юлдуз Максудова