Исследование 1 тысячи компаний по всему миру, проведенное международной консалтинговой компанией McKinsey, показало, что предприятия с гендерно сбалансированным топ-менеджментом более успешны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе — их прибыльность и стоимость растет быстрее. Более того, компании смешанного типа принимают решения вдвое быстрее, а совещаний в них вдвое меньше.
Роль государственной политики в обеспечении гендерного баланса
Законы устанавливают базовые стандарты, в которых гендерное равенство связано с правами человека. Если есть стандарты, то можно осуществить контроль.
Как показала европейская практика, без специального квотирования и мер по обеспечению исполнения Конвенции о ликвидации любых форм дискриминации женщин невозможно быстро решить проблему гендерного неравенства. Часто нужны санкции, которые сделают дискриминацию невозможной. К примеру, российские феминистки добиваются криминализации случаев семейного насилия. В 95% случаев жертвами этого насилия становятся женщины, а государство неправомерно отказывает им в адекватной защите.
Также можно выделить следующие барьеры, которые ставят некоторые государства в осуществлении гендерной политики:
- формальный подход к вопросу равных возможностей для мужчин и женщин, начиная с возможности приобретения профессий;
- отсутствие мер, поощряющих бизнес привлекать и развивать профессиональный потенциал женщин не только на стартовых позициях, но и на стратегическом уровне.
Из второго барьера вытекает ссылка на исследование из отчета McKinsey&Company «Diversity wins How inclusion matters, 2020» из которой следует, что чем выше доля женщин в топ-менеджменте, тем больше вероятность опережающего роста прибыли компаний. Компании с долей женщин-управленцев более 30% с большей вероятностью опередят по эффективности компании с долей женщин 10–30%, а те в свою очередь будут выглядеть лучше компаний, где доля женщин еще ниже либо их нет совсем.
А воспитание же, о котором говорят, как об одном из ключевых факторов проблем гендерного дисбаланса, наравне с государственной политикой, связано с изменением мышления, и это более длительный процесс. Подготовка к трудовой деятельности начинается с раннего возраста и она необходима, как для женщин, так и для мужчин. Только так могут произойти изменения на уровне ментальности для уравнивания прав женщин и мужчин, ведь сдвиги в этом вопросе начались только после того, как женщины начали работать.
Если мысли капиталистическими, а не гуманистическими категориями о человеке, то можно сказать, что женщины недооцененный ресурс на рынке. Количество стартапов, основанных женщинами, и их вклад в мировую экономику растет. На Западе подъем женского предпринимательства называют «story of happy beginnings».
Какие меры для поддержки роста женского предпринимательства нужно предпринять? Эти меры описал профессор Дэниел Айзенберг в своем исследовании для Harvard Business Review — это создание экосистемы, которая будет поддерживать рост женского предпринимательства со всех сторон: доступ к капиталу, поддержка со стороны правительства и бизнес-лидеров, создание ассоциаций и образовательных программ, построение сообщества и инвестирование в развитие культуры предпринимательства.
В России так же, как и на Западе, осуществляются определенные меры для поддержки женщин в малом и среднем бизнесе. Например, это создание женских бизнес-сообществ. Цель сообществ - собрать успешных женщин, которые могут оказать менторскую поддержку, поделиться своим опытом с теми, кто только в самом начале пути, помочь друг другу в профессиональном развитии и поделиться секретами успеха.
Психологические барьеры, мешающие женщинам в продвижении по карьере
Портал «Женщины в советах директоров» совместно компанией Egon Zehnder с помощью HR-директоров и HR-консультантов попытались разобраться в причинах гендерного дисбаланса в ТОП-менеджменте и Советах директоров российских компаний. Среди наиболее часто встречающихся барьеров выделяют следующие:
- неуверенность в себе и ожидание первого шага от руководства;
- заниженная самооценка;
- неумение вести переговоры за себя, а не за компанию;
- двойная нагрузка и проблема ложного выбора между семьей и карьерой.
На самом деле равенство выгодно и для мужчин
Все больше мужчин разделяют ценность гендерного равноправия, потому что в будущем оно сможет обеспечить им более облегченную социализацию. Живя в патриархальном обществе, стереотипный взгляд на роль мужчин в обществе обременяет их излишней ответственностью, которую немногие на себе могут нести. А для тех, кто все же не разделяет необходимости гендерного баланса в современном обществе нужно донести, что гендерное равенство улучшает их жизнь в том числе. Это можно осуществить посредством дополнительного образования в данном вопросе, например, в форме лекций и семинаров, образовательных проектов.
Опыт Скандинавских стран в гендерном вопросе
Вопросы гендерной политики в Северных странах (Норвегия, Дания, Швеция, Исландия и Финляндия) начали разрабатываться еще в 1970-х. Первое заседание на тему гендерного равенства в Совете северных государств состоялось 40 лет назад. Тогда центральным вопросом было, как мужчины и женщины могут сочетать карьеру и семейную жизнь. Затем активисты и политики перешли к проблеме социальной и политической роли женщины в обществе.
Финляндия – первое государство в мире, где женщины получили право голосовать. И когда велись дискуссии, стоит ли давать женщинам право голоса, многие мужчины выступали против. Понадобилось практически сто лет, чтобы женщины от статуса избирателей вышли на верхнюю позицию – членов парламента и правительства.
По последним данным, количество женщин в парламенте Швеции составляет 45%, Финляндии – 42,5%, Исландии – 39,7%, Норвегии – 39,1%, Дании – 38,9%. В Беларуси, кстати, эта цифра составляет 26,6%.
В Швеции появилась новая партия, которая называется «Феминистская инициатива». Ее цель - обеспечения бόльшего равенства в обществе. На последних выборах они получили одно место в Европарламент. Это был большой успех.
Квоты – инструмент для достижения гендерного равенства
В Скандинавских странах законодательно определено, что демократический принцип исполняется только в том случае, если в составе комиссий равное число женщин и мужчин. Там принят такой закон ,по которому ни один из полов не должен быть представлен в количестве менее 40% во всех министерствах страны. Часто некоторые министерства выглядят, как «мужские» (транспорта, строительства, обороны) или «женские» (образования, здравоохранения, гендерного равенства). Но по закону в каждом ведомстве должно быть не менее 40% одного из полов.
Но если в политике вопрос с гендерным равенством законодательно решен давно, то квоты в бизнесе пока ввели лишь некоторые европейские страны.
В 2000-х годах Норвегии началось обсуждение того, что в совет директоров должно входить больше женщин. И в 2002 году министр торговли и промышленности выдвинул законопроект, который гласил, что как минимум 40% должны быть представлены одним из полов. В 2006 году закон вступил в силу. Большинство компаний успешно решило кадровый вопрос. И эту практику переняли в Исландии, Франции, Испании и Италии. На заметку: Норвегия смогла избежать мировой кризис, который серьезно затронул остальные европейские страны.
Квоты – обязательный инструмент для достижения гендерного равенства. Они защищают не только женщин, но и мужчин, потому что известно, что женщины обычно более образованы, чем мужчины и поэтому квоты позволяют «зарезервировать» рабочие места и для мужчин.
Сейчас самая обширная область по всему миру, где гендерное неравенство не сокращается, а возрастает, это распределение личного времени – семейные обязанности, уход за близкими, за пожилыми людьми. И пока нет представлений о том, как оказать влияние на эту сферу.
Автор: Юлдуз Максудова