С древних времен бытует устойчивая концепция, что моральная и нравственная зрелость государства определяется его отношением к женщине. История человечества свидетельствует – у истоков присваивающего хозяйства (собирательства, охоты, рыболовства), а позже и производящего (земледелия, скотоводства, ремесла) стояла женщина. Если женщина стояла у истоков многообразия труда и искусства, то мужчины довели их до логического совершенства. Произошедший переход от матриархата к патриархату снизил роль женщины в обществе, отстранив ее от активного участия в развитии общества, заключив в рамки семейных отношений.
Но у ряда земледельческих народов традиционно продолжали почитаться женские божества: Иштар в Вавилоне, Исида в Египте. Роль женщины в древних обществах можно проследить по сохранившимся памятникам законодательства – «Законам Хаммурапи», «Хеттским законам», «Законам XII таблиц». В них отражено неравноправное положение женщин, господство и превосходство мужчин.
Нельзя утверждать, что в древности и в средние века женщины не играли никакой роли в обществе. Они занимали королевский престол, участвовали в политической жизни, но все же очень немногим женщинам удавалось добиться успеха, быть значимыми и влиятельными. Это относится, отметим, в основном к европейским обществам.
В новое время в Западной Европе все чаще стали звучать идеи, которые предъявляли серьезные требования к обществу - за равные гражданские права. Так, в 1789 году французский просветитель Ж.А. Кондорсе, опубликовал статью «О допуске женщин к гражданским правам», в которой обосновал о наличии «всяких предрассудков», обусловивших неравенство мужчин и женщин. «По какому праву, - спрашивал он, - женщин хотят исключить из общественной жизни? Разве они не являются частью нации?».
Два года спустя, в 1791 году Олимпия де Гуж представила Конвенту «Декларацию прав женщин и гражданок», в которой высказала неоспоримое суждение: «Женщины имеют право восходить на эшафот. Следовательно, они могут всходить и на трибуну».
Первыми уравнения в правах добились англичанки, в 1911 году им были предоставлены избирательные права. В начале 1920-х годов аналогичные с Великобританией законы были приняты и в США на федеральном уровне.
В современном обществе принципы равноправия мужчин и женщин стали общепринятыми, но, несмотря на это стали выдвигаться принципиально новые проблемы поиска места и роли женщины в глобализирующем мире, без решения, которых невозможен дальнейший прогресс.
Однако, находясь в состоянии рыночной перезагрузки, переходный период делает женскую часть населения наиболее уязвимой. В этой связи, правительство Узбекистана проводит целенаправленную государственную политику для создания равных возможностей, как для мужчин, так и для женщин. Важно отметить, что наша республика одна из первых в Центральной Азии присоединилась к Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1995г.). В соответствии с Конституцией нашей страны, государство обеспечивает женщинам на равных основаниях с мужчинами право: голосовать на всех выборах и избираться во все публично избираемые органы; участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, а также заниматься проблемами общественной и политической жизни страны.
Таким образом, основные международные акты о правах человека, Конституция и законы Республики Узбекистан закрепляют равенство прав мужчин и женщин – это так называемое де-юре, но есть и де-факто, связанное с существующими стереотипами патриархального сознания, под которыми подразумевается, что «политика – не женское дело», с одной стороны, а с другой женщина должна сочетать профессиональные и семейные обязанности.
Один из исторических этапов, связанный с раскрепощением женщин Востока в советский период имели неоднозначные последствия. С одной стороны советские законы о браке и семье отменили многоженство, калым, декларировали равенство мужчин и женщин. С другой стороны, раскрепощение женщин и вовлечение их в общественную деятельность сопровождалось непродуманной, скоропалительной политикой, которая привела к серьезному сопротивлению реакционно-настроенных служителей религии и многочисленным жертвам среди женщин. Наглядным примером, может служить политическая кампания «Худжум» 1927-1928гг.
В 2019 году в соответствии со статьей 117 Конституции Республики Узбекистан состоялись выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан. Выборы 2019 года прошли с учетом изменений в избирательном законодательстве страны, внесенных Законом Республики Узбекистан в 2019 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах».
Менее века назад, мы могли по пальцам пересчитать женщин, участвующих в политике. Их имена сохранила история: Джахон Абидова – заместитель председателя Президиума ЦИК Узбекистана в 1927 году, Таджихон Шадиева – член Президиума того же периода.
На выборах в 2014 году в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан прошли 23 женщины или 15,3% процентов от общего числа депутатов, в Сенат 17 женщин или 17%.
Что касается выборов в 2019 году, то результаты оказались следующими - в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан прошли 48 женщины, это в 2 раза больше чем на предыдущих выборах, в Сенат 23 женщин, что также больше чем на предыдущих выборах.
Трудовая занятость женщины - это первое условие ее активного образа жизни, и, прежде всего ее независимости. Если женщина не занята работой, она не может занимать социально-активную позицию в обществе. Таким образом, повысив активность наших женщин в общественно-политической и экономической сфере, мы сможем реализовать поставленную перед нами задачу - построить правовое, демократическое государство и гражданское общество, с устойчивой рыночной экономикой.