- Мероприятие прошло в преддверии государственного визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Узбекистан и собрало представительный состав участников, в число которых вошли руководители научных, исследовательских институтов, министерства иностранных дел, ведущих политических и экономических центров, академий наук, а также парламентарии двух стран.
В ходе конференции Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов выступил с докладом на сессии «Новые возможности устойчивого развития в политико-экономической сфере».
Как подчеркнул эксперт, Узбекистану и Туркменистану необходимо координировать свои усилия в развитии своих транспортно-транзитных возможностей и предпринять практические меры, чтобы превратить Центральную Азию в узловой центр пересечения магистральных путей между Азией и Европой. В этом плане, считает представитель ИСМИ, особую актуальность приобретают инициативы Туркменистана в развитии регионального транспортно-логистического сектора.
Прежде всего, это принятые четыре резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в области устойчивого развития транспорта, в том числе по «Укреплению связей между всеми видами транспорта для обеспечения стабильных и надёжных международных перевозок в целях устойчивого развития в период и после пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19)» от 2021 года, — считает Акрамжон Неъматов.
Другим важным составляющим транспортной политики Туркменистана, по мнению представителя ИСМИ, стало начало реализации «Программы развития дипломатии в транспортной сфере на 2022–2025 годы», нацеленная на активное предоставление своих транспортно-логистических услуг на мировом рынке.
- Также одним из ключевых направлений развития этой сферы является готовность Ашхабада продолжать совместную реализацию соответствующих документов ТРАСЕКА, направленных на расширение инвестиционных возможностей транспортно-транзитных коридоров по линии «Азия–Европа», «Европа–Ближний Восток».
Немаловажный вклад в повышении региональной транспортной коннективности вносит деятельность Туркменистана по увеличению грузопотока по международному коридору «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар», — констатировал заместитель директора ИСМИ.
При этом, подчеркнул Акрамжон Неъматов, «все эти усилия Туркменистана полностью совпадают с подходами Узбекистана в развитии транспортно-логистических связей как на двустороннем, так и на региональном уровне».
Международные транспортные коридоры
Отмечалось, что в течении последних лет Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию и диверсификации международных транспортных коридоров, расширению их пропускной способности, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.
- Так, сегодня 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Мы к 2030г. планируем увеличить пропускную способность нашего транзитного потенциала в 4,4 раза – до 6,04 млрд. тонн. При этом доля инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны должна увеличиться до 46,7 млрд. долл.
Подчеркивалось, что в условиях высокой заинтересованности Узбекистана и Туркменистана в развитии транспортного потенциала, актуальность обретает совместное развитие Транскаспийского и Трансоманского коридоров, порта Туркменбаши, координация усилий в продвижении мультимодального транспортного коридора «АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа».
Конечно, в этом направлении уже много сделано. Уже успешно работают железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабат-Фараб через Амударью недалеко от границы с Узбекистаном, которые увеличивают объемы перевозок, —пояснил эксперт.
Вместе с тем, отметил он, сегодня важно наращивать пропускную способность и упрощать административные процедуры южного маршрута Транскаспийского коридора, проходящего через порт Туркменбаши.
В данном контексте, подчеркнул Акрамжон Неъматов, актуальность обретают продвижение и реализация выдвинутых Узбекистаном инициатив в транспортной сфере.
Первое, по его словам, это учреждение Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии. Данный орган будет способствовать консолидации усилий стран региона для диверсификации транспортно-транзитных и логистических возможностей ЦА.
Важным вкладом в этом направлении станет разработка Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии и принятие на её основе Региональной программы по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии. Они создадут прочную основу для консолидации усилий в деле дальнейшей интеграции транспортно-транзитных сетей и реализации новых маршрутов в ЦА.
Второе, подчеркнул Акрамжон Неъматов, необходимо активизировать проработку вопроса создания под эгидой ООН Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Данный механизм будет выступать в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, технических норм и стандартов, активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации международных перевозок стран-участниц.
Третье, по мнению представителя ИСМИ, потенциал двух стран усилит и скорейшее начало строительства трансафганского железнодорожного пути «Термез – Мазари-Шариф – Кабул - Пешавар». Это проект, имеет стратегическое значение не только для стран Центральной Азии, но и для Южной Азии. Развитие трансафганского коридора обеспечит страны ЦА кратчайшим выходом к портам Индийского океана, соединит Южную Азию с рынками Центральной Азии, России, Китая и Европы. Позволит сократить время транспортировки товаров и снизить стоимость перевозки в 2 раза.
Четвертое, отметил он, надо продолжать работу по реализации проектов строительства железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского коридора. Реализация маршрута «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», сократит расстояние из Китая в Юго-Восточную Европу до 900 км, что равно 7-8 дням.
Пятое, подытожил эксперт, в целях полноценного задействования транспортно-логистического потенциала также важно ускорить разработку Программы Организации тюркских государств по взаимосвязанности в транспортной сфере, предложенную Узбекистаном на саммите ОТГ. Она способствует устойчивому развитию в этой сфере отношений с Азербайджаном и Турцией, расширит транзитные возможности тюркского пространства. Также это позволит найти эффективные решения по вопросам развития межрегиональных мультимодальных коридоров, упрощения процедур пересечения границ, поиска эффективных решений для оптимизации транспортных и транзитных тарифов.
Вышеотмеченные реализуемые проекты и новые предлагаемые инициативы Ташкента и Ашхабада будут способствовать дальнейшей региональной интеграции наших стран и укреплению транспортно-логистической роли центрально-азиатского пространства. Успешное взаимодействие Ташкента и Ашхабада в сфере транспортной взаимосвязанности будет содействовать диверсификации внешнеэкономической деятельности расширению доступа на внешние рынки, как наших стран, так и региона в целом, — заключил первый замдиректора ИСМИ.
Напомним, что мероприятие организовано Международным институтом Центральной Азии и Институтом международных отношений Министерства иностранных дел Туркменистана.