Национальный мессенджер и соцсети: о сложности на пути к созданию и продвижению платформ

Новости

Взгляд.uz разбирает, зачем Узбекистану нужны национальные соцсети, по каким критериям будут отбираться проекты и какие шаги на пути к созданию национальных мессенджеров уже были предприняты.

Август встретил пользователей таких платформ, как  Twitter, WeChat и Вконтакте, хорошими известиями.  С 1 августа 2022 года в Узбекистане возобновился доступ к этим социальным сетям, заблокированным еще в июле прошлого года.

Наряду с отменой блокировки в стране планируется создать национальный мессенджер и соцсеть, причем это не первая попытка запуска национальной социальной сети. Среди попыток — не так долго просуществовавшие платформы Davra.uz, Mulokot.uz, а также мессенджер UzChat. Разбираем, что планируется реализовать в этот раз и как Узбекистан оказался на пути создания национальных платформ.




Стартап-проекты

Стартовал конкурс стартап-проектов по разработке национального мессенджера и социальной сети. Об этом объявило Министерство инновационного развития.

К участию в конкурсе допускаются проекты:

  • представляющие готовый программный продукт или технологию максимум через 1 год;

  • содержащие инновационные инициативы;

  • преследующие четкую цель и задачи.


При этом проекты, включающие расходы на помещения, автотранспорт или другие посторонние товары и услуги, не будут рассматриваться.
Критерии оценки — инновационность, техническая готовность, документальная проработка, инвестиционная привлекательность, срок окупаемости, проработка с точки зрения маркетинга и бюджета, ожидаемый результат и другие факторы.

Инициатор проекта может участвовать с одним проектом. Заявки инициаторов стартап-проектов будут приниматься с 31 июля по 1 октября 2022 года.




Зачем нужна национальная соцсеть
Для Узбекистана очень важно иметь собственный мессенджер и это предусмотрено Стратегией инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы. Эта задача сформирована «исходя из реальной потребности отраслей экономики». В расчет также берутся вопросы национальной безопасности, — отметили в Мининноваций.

Вместе тем в ведомстве отметили, что создание собственного мессенджера может повлечь за собой определенные сложности.
Создание национального мессенджера — дело достаточно сложное. Если авторы популярных зарубежных мессенджеров представят свои проекты по созданию национального мессенджера, то, конечно, будет рассмотрен вопрос их финансирования.

В Мининноваций выразили надежду и касательно поддержки талантов, которая будет выражаться преимущественно в финансировании в виде предоставления грантовых средств внешним научно-исследовательским учреждениям, научным коллективам или субъектам предпринимательства.

Другой не менее важный вопрос — как продвигать национальную платформу и добиться широкого использования. Успешным примером ведомство считает платформу WeChat в Китае.
WeChat, используемый в Китае, является не только средством связи и обмена файлами, но и полнофункциональной платежной системой и личным удостоверением личности. Он может заменить социальные сети, такие как Facebook, WhatsApp, Skype. С его помощью даже можно вызвать такси. Если у нашего национального мессенджера появятся преимущества перед существующими мессенджерами, то им, несомненно, будут пользоваться все.

При этом важно затронуть и другую причину, почему в Китае большинство пользуются национальной платформой WeChat. Дело здесь не столько в удобстве, хотя оно тоже играет не последнюю роль в популярности соцсети, сколько в отсутствии выбора. Многие международные платформы, такие как Google, Twitter, Facebook и Youtube, в Китае заблокированы.




Предыдущие шаги 

На пути к созданию собственных национальных платформ было множество попыток, однако не все из социальных сетей и мессенджеров получали финансирование со стороны государства и популярность со стороны населения. Приводим подборку.

  • в 2011 году появилась сеть muloqot.uz, что переводится как «диалог». В начале 2014 года компания запустила мессенджеры GAPim и Gap — альтернативы мессенджера WhatsApp. По статистике, сайты ежемесячно посещали 700 тысяч человек. В июне 2018 году соцсети прекратили работу;

  • после появления соцсети «Одноклассники» в  Узбекистане создали узбекский аналог Sinfdosh.uz. Однако, не прошло и нескольких месяцев, как сеть закрыли;

  • создали и аналог платформы Twitter Bamboo.uz, слоган которой звучал так: «Одна страна — одна сеть». Но соцсеть не набрала популярности среди граждан и вскоре также закрылась;

  • в 2016 году Uzinfocom запустил соцсеть Davra.uz, в которой на июнь 2018 года было зарегистрировано 19,7 тысяч человек;

  • в 2018 году в соответствии с указом Президента была поставлена задача по внедрению правительственной мобильной связи и «криптографически защищенного первого национального мессенджера UzChat».


Теперь создание национальной соцсети и мессенджеров закреплено в дорожной карте к Стратегии развития Нового Узбекистана, поэтому можно предположить, что создание, внедрение и продвижение национальной соцсети и мессенджеров в Узбекистане — вопрос времени.

Материалы по теме