Пыльные бури, деградация почв, сокращение водных ресурсов: путь Узбекистана в борьбе с изменением климата
Взгляд.uz разбирает последствия изменения климата, меры по его смягчению и новые инициативы, предпринимаемые страной в рамках «зеленой» повестки.
В 2021 году состоялась конференции ООН по вопросам изменения климата в Глазго (КС-26), на которой собрались 120 мировых лидеров и более 40 000 зарегистрированных участников, в том числе 22 274 делегата сторон, 14 124 наблюдателя и 3 886 представителей средств массовой информации.
Читайте также: Углеродная нейтральность: как свести выбросы к нулевым показателям
9 ноября прошла 26-я сессия конференции стран-участниц рамочной Конвенции ООН об изменении климата в Глазго, на которой выступил зампремьера Узбекистана Азиз Абдухакимов.
По итогам конференции Узбекистан представил расширенный и амбициозный определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) для поддержания температурного предела в 1,5 градуса Цельсия. Также в рамках расширенного ОНУВ Узбекистан презентовал задачу по увеличению доли использования возобновляемых источников энергии до 25% к 2030 году, которая закреплена в национальном законодательстве страны.
Читайте также: Насколько Узбекистан приблизился к нулевым выбросам в сфере энергетики за 2021 год
Как на данный момент обстоят дела с достижением целей Парижского соглашения в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата — разбираем в материале.
Меры по смягчению изменения климата
В последние годы в стране принят ряд документов, определяющих национальную политику и меры по смягчению изменения климата. В целях обеспечения выполнения обязательств ПС в стране разработана и утверждена «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019 - 2030 годов», основными задачами которой являются:
Реализация Стратегии предусматривает к 2030 году: снижение удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 10% от уровня 2010 года, двукратное повышение показателя энергозффективности и снижение углеродоемкости ВВП, развитие ВИЭ с доведением их доли до 25% и более от общего объема генерации электрической энергии.
Читайте также: Как экология и экономика могут помочь друг другу
Внутренняя система МRV
Система МRV — система мониторинга, отчетности и верификации о выбросах парниковых газов с учетом национальных обстоятельств. Создание системы является одним из приоритетных направлений Стратегии перехода на «зеленую» экономику. Это позволит непрерывно отслеживать выполнение количественных обязательств страны по Парижскому соглашению и обеспечения отчетности о выбросах парниковых газов.
Разработка и внедрение эффективной национальной системы МRV будет содействовать повышению потенциала и созданию в стране благоприятной среды, а также позволит:
Проекты
Планируется реализовать проект «Наращивание потенциала для создания интегрированной и расширенной системы прозрачности в Узбекистане для отслеживания национальных действий по борьбе с изменением климата и оказанного технического содействия». Реализация проекта обсуждалась 25 июля 2022 года в рамках визита Субрегионального координатора Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Виорела Гуцу в Узбекистан в Центре Гидрометеорологической службы.
В рамках реализации этого проекта будет разработана Система мониторинга, отчетности и верификации. Это позволит повысить прозрачность в сфере борьбы с изменением климата.
Ведется работа и по осведомлению населения о рисках и угрозах изменения климата. 10 августа этого года проект ПРООН совместно с Центром гидрометеорологической службы (Узгидромет) организовал мероприятие для обсуждения результатов базового исследования по повышению понимания и осведомленности лиц, принимающих решение и специалистов о возможных рисках и угрозах, вызванных изменением климата.
Эксперты поделились результатами социологического исследования информированности о рисках и угрозах изменения климата в Ферганская долине среди руководителей и специалистов среднего звена.
По итогам мероприятия участники обменялись взглядами и опытом о новых совместных подходах, идеях и инициативах для адаптации и смягчения последствий изменения климата в Ферганской долине, исходя из которых был разработан совместный План Действий по повышению понимания и осведомленности лиц, принимающих решение и секторальных специалистов среднего звена о возможных рисках и угрозах, вызванных изменением климата.
- В течение двух недель внимание всего мира было приковано ко всем аспектам изменения климата — научным достижениям, решениям, политической готовности к принятию мер и наглядным свидетельствам противодействия изменению климата.
Читайте также: Углеродная нейтральность: как свести выбросы к нулевым показателям
9 ноября прошла 26-я сессия конференции стран-участниц рамочной Конвенции ООН об изменении климата в Глазго, на которой выступил зампремьера Узбекистана Азиз Абдухакимов.
Сегодня последствия изменения климата обрели глобальный характер. Они в полной мере проявляются и в регионе Центральной Азии. К примеру, вследствие катастрофы Аральского моря климатические изменения в Центральной Азии происходят в два раза интенсивнее, чем в среднем в мире. В числе негативных проявлений — увеличение частоты и географии пыльных бурь, усугубляющиеся проблемы деградации земель и сокращения водных ресурсов. Власти Узбекистана уделяют серьезное внимание продвижению вопросов «зеленой» повестки, сохранению экологии и биоразнообразия, бережному использованию природных ресурсов.
По итогам конференции Узбекистан представил расширенный и амбициозный определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) для поддержания температурного предела в 1,5 градуса Цельсия. Также в рамках расширенного ОНУВ Узбекистан презентовал задачу по увеличению доли использования возобновляемых источников энергии до 25% к 2030 году, которая закреплена в национальном законодательстве страны.
Читайте также: Насколько Узбекистан приблизился к нулевым выбросам в сфере энергетики за 2021 год
- Узбекистан присоединился к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 21 марта 1994 года, а в ноябре 2018 года ратифицировал Парижское соглашение. Сторонами Конвенции РКИК ООН являются 197 стран. Основная цель Конвенции — не допустить опасного антропогенного воздействия на климатическую систему Земли.
Как на данный момент обстоят дела с достижением целей Парижского соглашения в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата — разбираем в материале.
Меры по смягчению изменения климата
В последние годы в стране принят ряд документов, определяющих национальную политику и меры по смягчению изменения климата. В целях обеспечения выполнения обязательств ПС в стране разработана и утверждена «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019 - 2030 годов», основными задачами которой являются:
- повышение энергоэффективности экономики и рациональное потребление природных ресурсов путем технологической модернизации и развития финансовых механизмов;
- диверсификация источников энергии, включение в приоритетные направления государственных инвестиций и расходов «зеленых» критериев, основанных на передовых международных стандартах;
- содействие в реализации пилотных проектов по направлениям перехода к «зеленой» экономике посредством развития механизмов государственного стимулирования.
Реализация Стратегии предусматривает к 2030 году: снижение удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 10% от уровня 2010 года, двукратное повышение показателя энергозффективности и снижение углеродоемкости ВВП, развитие ВИЭ с доведением их доли до 25% и более от общего объема генерации электрической энергии.
Читайте также: Как экология и экономика могут помочь друг другу
Внутренняя система МRV
Система МRV — система мониторинга, отчетности и верификации о выбросах парниковых газов с учетом национальных обстоятельств. Создание системы является одним из приоритетных направлений Стратегии перехода на «зеленую» экономику. Это позволит непрерывно отслеживать выполнение количественных обязательств страны по Парижскому соглашению и обеспечения отчетности о выбросах парниковых газов.
Разработка и внедрение эффективной национальной системы МRV будет содействовать повышению потенциала и созданию в стране благоприятной среды, а также позволит:
- стимулировать принятие решений при разработке и реализации политики и мер в отношении низкоуглеродного развития и, при необходимости, корректировать политику;
- улучшить координацию и обмен информацией между различными секторами экономики;
- отслеживать прогресс в достижении заявленного Определяемого на национальном уровне вклада.
Проекты
Планируется реализовать проект «Наращивание потенциала для создания интегрированной и расширенной системы прозрачности в Узбекистане для отслеживания национальных действий по борьбе с изменением климата и оказанного технического содействия». Реализация проекта обсуждалась 25 июля 2022 года в рамках визита Субрегионального координатора Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Виорела Гуцу в Узбекистан в Центре Гидрометеорологической службы.
Проект соответствует национальным приоритетам Узбекистана по защите окружающей среды, и ожидается, что вмешательство ГЭФ даст хорошие результаты с точки зрения наращивания потенциала страны по усилению борьбы с изменением климата и осуществлению мониторинга выбросов парниковых газов наиболее эффективным и прозрачным образом», — поделился Виорел Гуцу.
В рамках реализации этого проекта будет разработана Система мониторинга, отчетности и верификации. Это позволит повысить прозрачность в сфере борьбы с изменением климата.
Ведется работа и по осведомлению населения о рисках и угрозах изменения климата. 10 августа этого года проект ПРООН совместно с Центром гидрометеорологической службы (Узгидромет) организовал мероприятие для обсуждения результатов базового исследования по повышению понимания и осведомленности лиц, принимающих решение и специалистов о возможных рисках и угрозах, вызванных изменением климата.
Эксперты поделились результатами социологического исследования информированности о рисках и угрозах изменения климата в Ферганская долине среди руководителей и специалистов среднего звена.
Исследование выявило недостаточную осведомленность руководителей и специалистов природоохранных ведомств о связях между рисками климатической нестабильности, социально-экономическим развитием и соответствующими мерами по адаптации в Ферганской долине. Только 20% респондентов подтвердили, что осознают риски изменения климата. Кроме того, данный регион является наиболее густонаселенным в стране и особенно сильно подвержен последствиям изменения климата, из-за значительной нагрузки и интенсивности потребления природных ресурсов.
По итогам мероприятия участники обменялись взглядами и опытом о новых совместных подходах, идеях и инициативах для адаптации и смягчения последствий изменения климата в Ферганской долине, исходя из которых был разработан совместный План Действий по повышению понимания и осведомленности лиц, принимающих решение и секторальных специалистов среднего звена о возможных рисках и угрозах, вызванных изменением климата.
В настоящее время, оперативное доведение гидрометеорологической информации до населения и повышение потенциала лидеров отрасли является актуальным вопросом, — отметил заместитель генерального директора Центра гидрометеорологической службы Узбекистана Фируз Сафаров.