Сравнение авторынков Узбекистана и России
Эксперты считают, что рейтинг автопроизводителей в странах СНГ может сильно измениться.
По итогам января-июня 2022 года ввоз легковых автомобилей в Узбекистан относительно аналогичного периода 2021-го вырос почти в два раза, и за первые шесть месяцев 2022-го в страну импортировали 16 308 легковушек на общую сумму 395,9 млн долларов, сообщает российского агентство «ПромРейтинг».
Ввозные таможенные пошлины по целям взимания бывают двух типов — фискальные и протекционистские:
- Фискальные — это ставка до 25% от стоимости товара, цель заключается в наполнении госбюджета.
- Протекционистские — ставка от 25% и выше, ее функция — стимулирование и защита внутреннего производства. Тарифное регулирование — один из самых эффективных способов поддержания и развития национального автопроизводства. К протекционистским мерам, как правило, прибегают те страны, которые только взращивают собственную автомобильную промышленность.
Государства, в которых конкурентоспособная отрасль уже сформировалась, обращаются к фискальным тарифам. Здесь надо заметить, что вопрос пошлин также завязан на условиях участия страны во Всемирной торговой организации (ВТО).
Пример: Россия при вступлении в ВТО в 2012 году взяла на себя обязательства поэтапного снижения таможенного барьера на автомобили, до нынешнего уровня 15% от стоимости. До того в РФ в течение многих лет действовала пошлина 25%.
По данным из открытых источников, по итогам 2021 года крупнейшими экспортерами новых автомобилей в мире были: Германия (общая стоимость поставленных на внешние рынки машин — 139,1 млрд долларов), Япония (85,6 млрд долларов), США (54,7 млрд долларов), Южная Корея (44,3 млрд долларов), Мексика (39,9 млрд долларов).
А крупнейшими импортерами новых автомобилей в мире в 2021 году являлись США (148,1 млрд долларов), Германия (66,8 млрд долларов), Китай (48,8 млрд долларов), Франция (40,2 млрд долларов), Великобритания (35,8 млрд долларов). Нельзя не отметить, что и Германия, и США входят в список и крупнейших импортеров, и крупнейших экспортеров.
Наиболее высокие пошлины на импорт готовых автомобилей среди стран мира — в Индии (106%), Иране (90%) и Турции (на массовые автомобили — 45-80% в зависимости от объема двигателя).
Нулевые ставки таможенных пошлин действуют в нескольких странах мира: Гонконге, Швейцарии и Японии. Первые две страны не имеют собственного автопрома, а последняя обладает одной из самых могущественных автоиндустрий в мире, которая совершенно не боится никакой открытой конкуренции. В Японии существует класс кей-каров — автомобилей особо малого класса, владельцам которых предоставляют льготы по транспортному налогу и возможность бесплатно парковаться в городах.
В крупных городах Японии невозможно поставить на учет купленный автомобиль, если ты заранее не обеспечил его парковочным местом — собственным или арендованным. При этом на кей-кары это правило не распространяется — такую регуляцию тоже можно рассматривать как явную (хотя и нетарифную) меру поддержки национального автопрома.
Ситуация в СНГ
В рамках Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, ввозная пошлина на импорт автомобилей составляет 15%, однако в трех из пяти стран ЕАЭС на национальном уровне также действуют дополнительные утилизационные сборы, сумма которых весьма значительна.
Помимо этого, внутреннее производство, например, в России защищено и жесткими требованиями сертификации, включая обязательное наличие в автомобиле системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В России широко применяются и административные меры поддержки автопрома — так, за вычетом специальных случаев, российские госведомства могут покупать только те машины, которые произвели в России или других странах ЕАЭС.
Шавкат Мирзиёев в феврале 2022 года принял решение снизить пошлины на импорт готовых автомобилей вдвое в два этапа. Ставки на ввоз машин снизили сразу с 30% до 15% от стоимости машины. С 1 января в два раза снизят дополнительные коэффициенты, которые рассчитывают в долларах за каждый кубический сантиметр от объема двигателя.
Вопрос пошлин также завязан на условиях участия страны во ВТО. Узбекистан не является членом ВТО (но является наблюдателем), поэтому долгое время придерживался политики протекционистских таможенных барьеров — ради развития UzAuto Motors. Теперь компания прочно стоит на ногах, и приоритеты сменились: для Узбекистана главное — насытить авторынок страны (пока спрос серьезно превышает предложение) и создать конкурентную среду, чтобы национальный автопроизводитель «не варился в собственном соку».
В сопоставлении автомобильных рынков России и Узбекистана видно, что пошлины на импорт сравнялись и составляют 15%. При этом наблюдаются разные пути развития: самый крупный производитель легковых автомобилей России — «АвтоВАЗ», обедняет комплектации и ужимает модельный ряд. UzAuto Motors, напротив, выводит на рынок новинки, увеличивая и объемы выпуска текущей линейки автомобилей. Не исключено, что в какой-то момент сложившаяся ситуация повлияет не только на развитие автопрома в этих странах, но и на смену позиций в рейтинге производителей автомобилей в странах СНГ.