- После Конференции ООН по окружающей среде, проходившей в 1972 г. в Стокгольме, ЮНЕСКО стала ориентировать мировую научно-педагогическую общественность на развитие экологического образования и просвещения.
С каждым годом внедрение экологического образования в школьную программу охватывает все больше стран.
Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету, — так говорил Маленький принц из рассказал Антуана Де Сент-Экзюпери
Школьникам с ранних лет прививаются не только культурные ценности, но и ответственность за окружающий мир. Разбираем ситуацию с экологическим образованием в Узбекистане и мировой опыт.
7 шагов на пути к экообразованию
Школы Узбекистана постепенно начинают присоединяться к международной программе Ecoschools, которая действует более чем в 70 стран мира и охватывает более 59 тысяч школ. Экошколы позволяют учащимся заниматься решением экологических проблем на уровне, где они могут видеть ощутимые результаты, а также прививают учащимся чувство ответственности. Сочетая обучение с практическим опытом, вся программа осуществляется с участием студентов, преподавателей и местного сообщества в целом.
Международная школа действует по программе в рамках 7 шагов.
- Первым шагом должно стать формирование экологического комитета, который будет регулярно собираться для обсуждения экологических и социальных действий для школы. Это повысит осведомленность школьников о глобальных экологических проблемах.
- Вторым шагом станет оценка текущего состояния: так, участникам потребуется исследовать экологические и социальные проблемы в школе.
- Третий шаг — план действий. В план действий нужно включить необходимые задачи, ответственных людей и временные рамки для достижения конкретных целей.
- Для того, чтобы понять, успешно ли выполняются поставленные цели, важно проводить мониторинги и давать оценку проделанным действиям.
- Деятельность экошкол должна соответствовать учебной программе. Так, ученики со всей школы должны получить представление о том, как решаются реальные экологические и социальные проблемы в реальной жизни.
- Информирование и вовлечение. Чтобы рассказать о своей работе, учащиеся могут проводить школьные собрания, вывешивать доски объявлений, раздавать информационные бюллетени, создавать веб-сайты, ставить школьные пьесы, основанные на экологических и социальных проблемах, отправлять письма предприятиям и корпорациям, а также привлекать к освещению их деятельности национальные СМИ, телевидение и радио.
- Создание Экологического кодекса — заявления, которое бы отражало приверженность школы устойчивому развитию. Экологический кодекс может быть выражен в песне, рисунках или в стихотворении. Экологические задачи и культурные ценности школы должны быть отражены в кодексе.
Наиболее важным аспектом для школ является то, что каждая школа индивидуальна, и поэтому крайне важно, чтобы школа соответствовала семи шагам вокруг своих обстоятельств и ситуации.
Сейчас для получения статуса эко-школы необходимо заполнить документы, размещенные на сайте, до 16 сентября 2022 года.
Партнерами реализации проекта в Узбекистане выступают МНО, Агентство по развитию президентских образовательных учреждений, и Агентство по делам молодежи.
Фонд «Zamin» также приступил к внедрению проекта, позволяющего воспитать экологически ответственное поколение – «Zamin Eco-Education». Программа включает в себя несколько самостоятельных компонентов:
- Международная программа «Eco-Schools», осуществляемая «Zamin» совместно с Фондом экологического образования (ФЭО, Королевство Дания).
- Международная программа «Green Key», которая признается и поддерживается ЮНЕСКО и ЮНЭП. Реализовываться программа будет также совместно с ФЭО.
- Международная программа «Earth School». Здесь партнерами Фонда выступят ЮНЕП и популярная образовательная программа Ted-Ed.
Мировой опыт
Экологическое образование за рубежом продолжает развиваться. Для школьников разрабатываются новые подходы, которые позволяют не только осведомить об имеющихся проблемах, но также вовлечь в их решение. Например, в США и в Великобритании в экологическом образовании детей доминируют два подхода — игровой и натуралистический. В совокупности эти два подхода включают:
- изучение местной флоры и фауны в игровой форме на пришкольных участках, оборудованных для занятий с детьми на
уроках природоведения; - проведение лекций общественными просветительскими и природоохранными организациями;
- вовлечение группы школьников под руководством эколога в разрешение какой-либо экологической проблемы;
- участие детей в исследовательских или прикладных проектах;
- проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников всех возрастных ступеней учебными полевыми центрами.
Также в США существуют «зеленые» школы. Эти школы примечательны тем, что просторные учебные классы создаются из переработанных строительных материалов, 60 солнечных панелей производят электроэнергию, школьная газета состоит из 100% переработанной бумаги и картона, что позволяет ежегодно спасать 60 деревьев.
В Финляндии все образовательные учреждения включают в свою программу экологическую тематику.
В Шотландии экологическое образование построено на взаимодействии школы как единого коллектива и местного сообщества. Это позволяет ученикам понять тесные взаимосвязи между окружающей средой, обществом, экономикой, вопросами социального неравенства. В образовательном процессе участвуют все учителя и руководители школ.
Достичь результатов от внедрения экологического образования не получится только посредством информирования учащихся о глобальных экологических проблемах. Для этого требуется создать целостную, единую систему экологического образования, которая будет включать в себя как теоретическую, так и практическую часть. Это позволит привить учащимся культуру поведения, экологические ценности и ответственность за сохранение окружающей среды.