Интеграция экологического образования в учебный процесс: мировая практика и первые шаги Узбекистана

Новости

Взгляд.uz разбирает, как международные проекты содействуют Узбекистану во внедрении экологического образования и что предусматривает программа «Eco-Schools».

Экологическое образование — систематический подход к овладению экологическими знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей среде. Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в Карсон-Сити (США, Невада).

  • После Конференции ООН по окружающей среде, проходившей в 1972 г. в Стокгольме, ЮНЕСКО стала ориентировать мировую научно-педагогическую общественность на развитие экологического образования и просвещения.


С каждым годом внедрение экологического образования в школьную программу охватывает все больше стран.
Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету, — так говорил Маленький принц из рассказал Антуана Де Сент-Экзюпери

Школьникам с ранних лет прививаются не только культурные ценности, но и ответственность за окружающий мир. Разбираем ситуацию с экологическим образованием в Узбекистане и мировой опыт.




7 шагов на пути к экообразованию

Школы Узбекистана постепенно начинают присоединяться к международной программе Ecoschools, которая действует более чем в 70 стран мира и охватывает более 59 тысяч школ. Экошколы позволяют учащимся заниматься решением экологических проблем на уровне, где они могут видеть ощутимые результаты, а также прививают учащимся чувство ответственности. Сочетая обучение с практическим опытом, вся программа осуществляется с участием студентов, преподавателей и местного сообщества в целом.

Международная школа действует по программе в рамках 7 шагов.

  1. Первым шагом должно стать формирование экологического комитета, который будет регулярно собираться для обсуждения экологических и социальных действий для школы. Это повысит осведомленность школьников о глобальных экологических проблемах.

  2. Вторым шагом станет оценка текущего состояния: так, участникам потребуется исследовать экологические и социальные проблемы в школе.

  3. Третий шаг — план действий. В план действий нужно включить необходимые задачи, ответственных людей и временные рамки для достижения конкретных целей.

  4. Для того, чтобы понять, успешно ли выполняются поставленные цели, важно проводить мониторинги и давать оценку проделанным действиям.

  5. Деятельность экошкол должна соответствовать учебной программе. Так, ученики со всей школы должны получить представление о том, как решаются реальные экологические и социальные проблемы в реальной жизни.

  6. Информирование и вовлечение. Чтобы рассказать о своей работе, учащиеся могут проводить школьные собрания, вывешивать доски объявлений, раздавать информационные бюллетени, создавать веб-сайты, ставить школьные пьесы, основанные на экологических и социальных проблемах, отправлять письма предприятиям и корпорациям, а также привлекать к освещению их деятельности национальные СМИ, телевидение и радио.

  7. Создание Экологического кодекса — заявления, которое бы отражало приверженность школы устойчивому развитию. Экологический кодекс может быть выражен в песне, рисунках или в стихотворении. Экологические задачи и культурные ценности школы должны быть отражены в кодексе.


Наиболее важным аспектом для школ является то, что каждая школа индивидуальна, и поэтому крайне важно, чтобы школа соответствовала семи шагам вокруг своих обстоятельств и ситуации.

Сейчас для получения статуса эко-школы необходимо заполнить документы, размещенные на сайте, до 16 сентября 2022 года.
Партнерами реализации проекта в Узбекистане выступают МНО, Агентство по развитию президентских образовательных учреждений, и Агентство по делам молодежи.

Фонд «Zamin» также приступил к внедрению проекта, позволяющего воспитать экологически ответственное поколение – «Zamin Eco-Education». Программа включает в себя несколько самостоятельных компонентов:

  • Международная программа «Eco-Schools», осуществляемая «Zamin» совместно с Фондом экологического образования (ФЭО, Королевство Дания).

  • Международная программа «Green Key», которая признается и поддерживается ЮНЕСКО и ЮНЭП. Реализовываться программа будет также совместно с ФЭО.

  • Международная программа «Earth School». Здесь партнерами Фонда выступят ЮНЕП и популярная образовательная программа Ted-Ed.






Мировой опыт

Экологическое образование за рубежом продолжает развиваться. Для школьников разрабатываются новые подходы, которые позволяют не только осведомить об имеющихся проблемах, но также вовлечь в их решение. Например, в США и в Великобритании в экологическом образовании детей доминируют два подхода — игровой и натуралистический. В совокупности эти два подхода включают:

  • изучение местной флоры и фауны в игровой форме на пришкольных участках, оборудованных для занятий с детьми на
    уроках природоведения;

  • проведение лекций общественными просветительскими и природоохранными организациями;

  • вовлечение группы школьников под руководством эколога в разрешение какой-либо экологической проблемы;

  • участие детей в исследовательских или прикладных проектах;

  • проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников всех возрастных ступеней учебными полевыми центрами.


Также в США существуют «зеленые» школы. Эти школы примечательны тем, что просторные учебные классы создаются из переработанных строительных материалов, 60 солнечных панелей производят электроэнергию, школьная газета состоит из 100% переработанной бумаги и картона, что позволяет ежегодно спасать 60 деревьев.

В Финляндии все образовательные учреждения включают в свою программу экологическую тематику.

В Шотландии экологическое образование построено на взаимодействии школы как единого коллектива и местного сообщества. Это позволяет ученикам понять тесные взаимосвязи между окружающей средой, обществом, экономикой, вопросами социального неравенства. В образовательном процессе участвуют все учителя и руководители школ.
Достичь результатов от внедрения экологического образования не получится только посредством информирования учащихся о глобальных экологических проблемах. Для этого требуется создать целостную, единую систему экологического образования, которая будет включать в себя как теоретическую, так и практическую часть. Это позволит привить учащимся культуру поведения, экологические ценности и ответственность за сохранение окружающей среды.

Материалы по теме