Узбекистан на пути к построению социального государства
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, доктор философских наук Гульрух Агзамова рассуждает о формировании социальной политики в Узбекистане и о моделях социального государства в зарубежных странах.
В прошлом году успешно завершилась «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах». В ходе ее реализации была проведена либерализация валютного рынка, налоговая реформа, усилились защита частной собственности и поддержка предпринимательства, произошли структурные изменения в экономике в сторону производства товаров с более высокой добавленной стоимостью, а также ускорилось развитие регионов. Экономические успехи от принятых на том этапе реформ позволили усилить социальную защиту граждан и углубить борьбу с бедностью: удалось значительно снизить уровень безработицы, поднять доходы населения, повысить качество медицинских и образовательных услуг, улучшить условия жизни людей.
Оказание социальной помощи
Надо отметить, что в мировой практике, в основном, выделяются два подхода при предоставлении социальной помощи: универсальный подход, когда помощь предоставляется каждому жителю страны и адресный подход, когда помощь направляется только нуждающимся и социально уязвимым слоям населения. В Узбекистане принят адресный подход, который позволяет целенаправленно выделять средства непосредственно туда, где они больше всего нужны — на помощь уязвимым слоям населения.
Расширение материальной поддержки и социальных услуг престарелым, пенсионерам, лицам с инвалидностью будут способствовать устойчивому улучшению благосостояния уязвимых слоев населения и снижению бедности в стране. Государство должно обеспечить эффективность социальной политики, то есть оно должно выбрать среди населения самых нуждающихся и оказать им помощь в первую очередь. Если же размер пособия будет определяться на уровне выше оптимального, то государству сложно будет определить, кому действительно нужна помощь, а кому нет.
Такое заключение международными экспертами было сделано еще и благодаря тому, что 17 января 2019 года вышел Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения». Этим указом было установлено, что народные приемные, совместно с секторами по комплексному социально-экономическому развитию территорий, государственными органами и иными организациями, выявляют реальные проблемы населения путем подворного обхода, изучения социальных и других объектов, а также обеспечивают их решение.
С 1 апреля 2021 года был внедрен новый механизм учета малообеспеченных путем их внесения в информационную систему «Единый реестр социальной защиты», которая позволяет малообеспеченным семьям получать положенную им по законодательству социальную помощь автоматически (пособия на детей до 14 лет, по уходу за ребенком до 2 лет, материальная помощь и компенсационные выплаты на отдельные продукты питания) без дополнительного предоставления необходимых документов.
Таким образом, принимаемые меры по социальной поддержке нуждающимся призваны обеспечить достижение поставленной в «Стратегии развития Нового Узбекистана цели» — охватить до 2026 года не менее 85% всего нуждающегося населения программами социальной помощи, отвечающим критериям назначения социального пособия, а также сократить бедность не менее чем в два раза.
Так, для продолжения проводимых реформ по всем направлениям в начале года была разработана «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» по семи приоритетным направлениям. В частности, в ходе проводимых реформ большое внимание уделяется развитию человеческого потенциала, обеспечению верховенства закона и справедливости в обществе, прав и интересов человека, его чести и достоинства, которые являются важными требованиями правового государства.
«Новый Узбекистан — социальное государство»
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в республике разработана национальная система по оказанию социальной помощи и услуги нуждающимся семьям. Граждане Узбекистана уже реально ощутили гарантированную помощь государства, но правовая основа социальной защиты не была подкреплена в Конституции нашей республики.
Так, в поздравлении народу Узбекистана по поводу 29-й годовщины принятия Конституции страны, Президент высказал ряд предложений по внесению изменений в Основной закон. В частности, было предложено закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан — социальное государство».
В целом речь идет о защите от безработицы, гарантированном качественном образовании, квалифицированном медицинском обслуживании, равных возможностях для всех, всесторонней поддержке семьи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов. Кроме того, важную роль в социальном государстве играет обеспеченность жизненными ресурсами — питьевой водой, природным газом, электричеством, транспортом и другими удобствами, запрещение принудительного труда. Одним словом, в социальном государстве никто не остается в стороне, никто не остается один на один со своими проблемами.
Вот почему к политико-правовому статусу государства Узбекистан добавляются три новых понятия: «правовое государство», «социальное государство» и «светское государство».
Функции социального государства заключаются в поддержке социально незащищенных или нуждающихся; борьба с безработицей; помощь предпринимателям; обеспечение устойчивого роста занятости и доходов населения; обеспечение доступа к образованию, здравоохранению, социальным услугам и духовному и культурному развитию; смягчение социального неравенства в обществе, создание достойных условий жизни за счет перераспределения благ.
Признаки социального государства: качественное образование, квалифицированное и приемлемое медицинское обслуживание; социально ориентированная экономика; развитое гражданское общество; разработка и реализация социальных государственных программ; утверждение целей государства по обеспечению достойных условий жизни для всех, социальной защищенности и равных стартовых условий для самореализации личности; социальная ответственность перед гражданами; высокие выплаты в социальную сферу; развитая система регулирования общественной жизни; наличие социальных выплат из бюджета; наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и занятости; доступность социальной поддержки для всех без исключения нуждающихся членов общества; принятие государством ответственности за благополучие граждан.
Мировая практика
Само понятие «социальное государство» не новшество для мирового сообщества, но впервые было предложено в середине девятнадцатого века Лоуренсом фон Штейном.
Модель социального государства используется в таких странах, как Великобритания, Франция, Швеция, Италия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Португалия, Испания, Австрия, Греция, Япония, Нидерланды, Швейцария и США. Понятия правового и светского государства отражены в конституциях таких стран, как Германия, Испания, Италия, США, Франция.
В Конституции Узбекистана установлены основные гарантии реализации социальной политики государства: право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы (статья 37), право на квалифицированное медицинское обслуживание (статья 40), право работающих по найму на оплачиваемый отдых (статья 38), право на образование, в том числе бесплатное общее образование (статья 41), право на пользование достижениями культуры (статья 42), обеспечение государственной поддержки и защиты семьи, прав несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых (статья 45) и другие.
Оказание социальной помощи
Надо отметить, что в мировой практике, в основном, выделяются два подхода при предоставлении социальной помощи: универсальный подход, когда помощь предоставляется каждому жителю страны и адресный подход, когда помощь направляется только нуждающимся и социально уязвимым слоям населения. В Узбекистане принят адресный подход, который позволяет целенаправленно выделять средства непосредственно туда, где они больше всего нужны — на помощь уязвимым слоям населения.
Расширение материальной поддержки и социальных услуг престарелым, пенсионерам, лицам с инвалидностью будут способствовать устойчивому улучшению благосостояния уязвимых слоев населения и снижению бедности в стране. Государство должно обеспечить эффективность социальной политики, то есть оно должно выбрать среди населения самых нуждающихся и оказать им помощь в первую очередь. Если же размер пособия будет определяться на уровне выше оптимального, то государству сложно будет определить, кому действительно нужна помощь, а кому нет.
- К слову, еще в 2020 году, согласно отчету, который подготовили эксперты МОТ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка по оценке системы социальной защиты в республике на базе диагностического инструмента (CODI), «в Узбекистане действует относительно четко сформулированная и комплексная система социальной защиты, состоящая из социального страхования, социальной помощи и мероприятий на рынке труда».
Такое заключение международными экспертами было сделано еще и благодаря тому, что 17 января 2019 года вышел Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения». Этим указом было установлено, что народные приемные, совместно с секторами по комплексному социально-экономическому развитию территорий, государственными органами и иными организациями, выявляют реальные проблемы населения путем подворного обхода, изучения социальных и других объектов, а также обеспечивают их решение.
Именно на базе подворного обхода образована база данных, которую в народе называют «Железная тетрадь», для выявления, решения и мониторинга проблем уязвимых слоев населения с целью получения ими социальной, экономической, правовой и психологической поддержки. Также по аналогии тогда были сформированы «Женская» и «Молодежная» тетради. А для социальной поддержки детей-сирот сформирована тетрадь «Добра».
С 1 апреля 2021 года был внедрен новый механизм учета малообеспеченных путем их внесения в информационную систему «Единый реестр социальной защиты», которая позволяет малообеспеченным семьям получать положенную им по законодательству социальную помощь автоматически (пособия на детей до 14 лет, по уходу за ребенком до 2 лет, материальная помощь и компенсационные выплаты на отдельные продукты питания) без дополнительного предоставления необходимых документов.
Таким образом, принимаемые меры по социальной поддержке нуждающимся призваны обеспечить достижение поставленной в «Стратегии развития Нового Узбекистана цели» — охватить до 2026 года не менее 85% всего нуждающегося населения программами социальной помощи, отвечающим критериям назначения социального пособия, а также сократить бедность не менее чем в два раза.
Так, для продолжения проводимых реформ по всем направлениям в начале года была разработана «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» по семи приоритетным направлениям. В частности, в ходе проводимых реформ большое внимание уделяется развитию человеческого потенциала, обеспечению верховенства закона и справедливости в обществе, прав и интересов человека, его чести и достоинства, которые являются важными требованиями правового государства.
«Новый Узбекистан — социальное государство»
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в республике разработана национальная система по оказанию социальной помощи и услуги нуждающимся семьям. Граждане Узбекистана уже реально ощутили гарантированную помощь государства, но правовая основа социальной защиты не была подкреплена в Конституции нашей республики.
Так, в поздравлении народу Узбекистана по поводу 29-й годовщины принятия Конституции страны, Президент высказал ряд предложений по внесению изменений в Основной закон. В частности, было предложено закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан — социальное государство».
Безусловно, мы должны всесторонне и глубоко продумать такую важнейшую, стратегическую задачу, как обновление Конституции, провести широкое общественное обсуждение, тщательно изучить передовой отечественный и мировой опыт и только после этого принять по данному вопросу конкретное решение. Сегодня Узбекистан уверенно идет по пути построения социального государства и справедливого общества. Поэтому, думаю, настало время закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан – социальное государство. Социальное государство предусматривает обеспечение нуждающихся жильем, минимальным количеством потребительских товаров, необходимых для жизни. Для достойной жизни человека и его семьи требуются заработная плата, занятость, безопасные условия труда и сокращение бедности», — отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
В целом речь идет о защите от безработицы, гарантированном качественном образовании, квалифицированном медицинском обслуживании, равных возможностях для всех, всесторонней поддержке семьи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов. Кроме того, важную роль в социальном государстве играет обеспеченность жизненными ресурсами — питьевой водой, природным газом, электричеством, транспортом и другими удобствами, запрещение принудительного труда. Одним словом, в социальном государстве никто не остается в стороне, никто не остается один на один со своими проблемами.
Вот почему к политико-правовому статусу государства Узбекистан добавляются три новых понятия: «правовое государство», «социальное государство» и «светское государство».
- Правовое государство – это государство, в котором все равны и ответственны перед законами, принятыми на основе демократических принципов, и никто не стоит выше закона. Установлены верховенство закона во всем государстве, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства, защита прав и свобод человека;
- Социальное государство – это модель государства, направленная на справедливое распределение материальных благ в соответствии с принципами социальной справедливости в целях достижения достойного качества и уровня жизни каждого гражданина, смягчения социального неравенства и помощи нуждающимся;
- Светское государство — это государство, в котором религия отделена от государственной власти и управления, управление осуществляется не по религиозным правилам, а по гражданскому праву, а решения не основываются на религиозных принципах. Установлено, что никакая религия или идеология не устанавливаются принудительно государством, что они отделены от государства.
Функции социального государства заключаются в поддержке социально незащищенных или нуждающихся; борьба с безработицей; помощь предпринимателям; обеспечение устойчивого роста занятости и доходов населения; обеспечение доступа к образованию, здравоохранению, социальным услугам и духовному и культурному развитию; смягчение социального неравенства в обществе, создание достойных условий жизни за счет перераспределения благ.
Признаки социального государства: качественное образование, квалифицированное и приемлемое медицинское обслуживание; социально ориентированная экономика; развитое гражданское общество; разработка и реализация социальных государственных программ; утверждение целей государства по обеспечению достойных условий жизни для всех, социальной защищенности и равных стартовых условий для самореализации личности; социальная ответственность перед гражданами; высокие выплаты в социальную сферу; развитая система регулирования общественной жизни; наличие социальных выплат из бюджета; наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и занятости; доступность социальной поддержки для всех без исключения нуждающихся членов общества; принятие государством ответственности за благополучие граждан.
Мировая практика
Само понятие «социальное государство» не новшество для мирового сообщества, но впервые было предложено в середине девятнадцатого века Лоуренсом фон Штейном.
Идея государства состоит в том, чтобы восстановить равенство и свободу, поднять бедных до уровня богатых и могущественных, государство «осуществляет экономическое и социальное развитие всех своих членов, ибо развитие одного является условием и результатом другого». Социальное государство представляет собой модель, общие принципы которой (смешанная экономика, участие в решении социальных проблем и др.) реализуются в большинстве экономически развитых стран мира.
Модель социального государства используется в таких странах, как Великобритания, Франция, Швеция, Италия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Португалия, Испания, Австрия, Греция, Япония, Нидерланды, Швейцария и США. Понятия правового и светского государства отражены в конституциях таких стран, как Германия, Испания, Италия, США, Франция.
В Конституции Узбекистана установлены основные гарантии реализации социальной политики государства: право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы (статья 37), право на квалифицированное медицинское обслуживание (статья 40), право работающих по найму на оплачиваемый отдых (статья 38), право на образование, в том числе бесплатное общее образование (статья 41), право на пользование достижениями культуры (статья 42), обеспечение государственной поддержки и защиты семьи, прав несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых (статья 45) и другие.
Принятием обновленной, совершенной, современной Конституции, Узбекистан как социально ответственное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.