Герои нашего выпуска настоящие герои и без этого выпуска. Незрячий преподаватель Национального Университета Узбекистана, женщина, которой нужна серьезная помощь, но помогающая другим и юрист, который точно знает на своем примере, что такое — жизнь человека с инвалидностью.
Как государство оказывает помощь лицам с инвалидностью и что необходимо проработать для создания комфортных условий?
Правовое регулирование
За последние 5 лет произошли тектонические изменения в сфере защиты прав лиц с инвалидностью. Это обуславливается, во-первых, тем, что первый проект Закона «О правах лиц с инвалидностью» был разработан Ассоциацией инвалидов Узбекистана, а во-вторых, Узбекистан ратифицировал Конвенция о правах инвалид
Конвенция не создает новых прав — документ показывает правительству, что нужно сделать для того, чтобы эти права лица с инвалидностью могли реализовать, тем самым будет создаваться инклюзивная среда, — подчеркивает юрист, председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков.
Важный пункт, закрепленный в Конвенции — создание без барьерной среды.
Проблемы
Пока общество не создаст безбарьерную среду, люди с инвалидностью не смогут реализовывать свои права. В Ташкенте проживают 70 тысяч лиц с инвалидность, 40 тысяч из которых не покидают дома, потому что не создана безбарьерная среда. Образно говоря, мы без приговора суда обрекаем людей с инвалидностью на домашний арест. Я даже встречал человека с инвалидностью, которому было 60-65 лет, и он рассказывал, что уже 30 лет не выходит из дома, потому что живет на 4-этаже, а комфортных условий еще не создано.
В таких условиях для лиц с инвалидностью поход в магазин становится событием, отмечает Абдулло Абдухалилов.
Председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков также рассказал об инфраструктуре, которая становится проблемой для лиц с инвалидностью.
85% инфраструктуры не приспособлено для лиц с инвалидностью. Я думаю, это еще заниженная цифра. По моим подсчетам, это все 95%. Без барьерная среда относится ведь не только к лицам с инвалидностью. Есть такая закономерность — то, что удобно для лиц с инвалидностью, удобно и для других людей, в том числе для пожилых людей.
Ойбек Исаков указал, что проблема несформированной безбарьерной среды в нашей стране — это проблема архитектуры. Архитекторы не включают стандарты доступной, без барьерной среды в строительные чертежи.
Каждый перекресток заканчивается или начинается арыком. Когда незрячий человек переходит дорогу, он задумывается не о машинах, а о том, когда пройдешь арык, особенно, если он открытый. Часто можно удариться об машины, припаркованные в неположенном месте. Иногда люки оставляют открытыми. Другая проблема — неприспособленные автобусные остановки. Всегда боремся с тем, чтобы автобусы объявляли остановку, — делится Абдулло Абдухалилов.
Помимо физических барьеров, существуют отношенческие барьеры, то есть психология общества, стереотипы, обычаи.
Эти барьеры преодолеть намного сложнее. Мы надеемся, что освещение ситуации в СМИ позволит это сделать, — заключил Ойбек Исаков.
Стереотипы
Распространенный стереотип — лицо с инвалидностью нуждается только в помощи.
Приведу в пример историю: заходят в школу для незрячих детей несколько здоровых парней и до совершения пятничной молитвы хотят совершить добрый поступок и протягивают школьникам конфеты. Учеников это сильно коробит. Они говорят: «Мы же в этом не нуждаемся. Зачем они унижают нас?» Казалось бы, люди хотят сделать что-то хорошее и доброе, но это воспринимается как подачки и может унизить людей с инвалидностью, — доктор философии по социологическим наукам, доцент кафедры социальной работы НУУз им. М. Улугбека, заместитель председателя Ассоциации инвалидов Узбекистана Абдулло Абдухалилов.
Ойбек Исаков заметил, что со стереотипами сталкивается не только общественность, но и сами лица с инвалидностью, навязывая себе комплексы.
Статистика
В Узбекистане нет конкретной статистики по числу лиц с инвалидностью: у разных министерств — разные цифры. По данным Государственного комитета по статистике, этот показатель достигает 870 тысяч человек, по данным Агентства по развитию медико-социальных услуг — 750 тысяч, по данным Минздрава — 500-600 тысяч.
Такая разница в показателях связана с тем, что у нас отсутствует отдельное министерство, которое бы занималось социальной защитой, и это нонсенс: во всех государствах есть такой институт. В Узбекистане тоже было такое министерство, но после 2000-года вопросы социальной защиты были переданы Министерству труда, в 2012 году — Министерству здравоохранения. Теперь этими вопросами никто не занимается. Когда занимаются все, не занимается никто. Сейчас мы продвигаем идею, чтобы Министерство социальной защиты все-таки восстановили, — поделился Ойбек Исаков.
Гендерное неравенство
У женщин с инвалидностью те же проблемы, что и у обычных женщин, только умноженные через призму инвалидности. Международные отчеты свидетельствуют о том, что женщины с инвалидностью на 13% чаще подвергаются насилию, чем женщины, не имеющие инвалидность, — отметила председатель Кибрайского районного общества женщин-инвалидов «Опа-сингиллар» Наталья Плотникова.
Женщинам и девочкам с инвалидностью приходится преодолевать множество барьеров для того, чтобы получить образование, медицинскую помощь и найти работу.
Сейчас мы совместно с Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) начинаем проводить исследование, посвященное этой теме. Но по многим данным отсутствует статистика, например, как часто женщины с инвалидностью сталкиваются с насилием.
Государственная поддержка
Государство обеспечивает лиц с инвалидностью минимальными потребностями в виде пенсий, пособий, льгот на санаторно-курортное лечение, льгот на реабилитационные средства.
Конечно, материальная помощь недостаточная. Мы предлагали, чтобы размер пенсии был приурочен к инфляции. Размер пенсии должен исходить из минимальной оплаты труда, что в свою очередь зависит от потребительской корзины. Сейчас у нас до сих пор нет минимального прожиточного минимума, и это нарушение Конституции.
Ойбек Исаков также обращает внимание на проблему распределения бюджета.
У меня создается впечатление, что самый большой враг для лиц с инвалидностью — это Минфин. Когда надо выделить миллиарды на строительство комплекса — пожалуйста. Миллиарды выделяют на ремонт и реконструкцию одного и того же здания, допустим, Реабилитационного центра для лиц с инвалидностью. Каждые три года выделяют миллиарды, чтобы его ремонтировать. Спрашивается, где предыдущий ремонт? Лучше бы эти миллиарды выделили на повышение пенсий и пособий лиц с инвалидностью. Экономить на лицах с инвалидностью — аморально.
Ассоциация инвалидов
Ассоциация инвалидов Узбекистана объединяет общественные организации инвалидов и представляет их интересы. Ассоциация инвалидов Узбекистана присудили статус ЭКОСОС при Экономическо-социальном комитете ООН, а также является членом Международной Ассоциации инвалидности.
В Узбекистане около 90 организаций, связанных с инвалидностью. Это, допустим, общество инвалидов, общество глухих, общество незрячих, общество спортсменов-инвалидов и другие. Раньше каждое общество занималось решением проблем лиц с инвалидностью. При этом не было возможности поднимать эти проблемы для людей, принимающих решения. Так возникла необходимость скоординировать наши усилия, чтобы создать одну организацию, которая бы объединила все эти общества и представляла бы интересы всех категорий инвалидов, — рассказал основатель ассоциации Ойбек Исаков.
Улучшения и манипуляции
С ноября этого года лица с инвалидностью будут иметь права на перерасчет пенсии каждые два года. Что еще можно улучшить?
Среди изменений, которые можно было бы внедрить — освободить лиц с инвалидностью от прохождения комиссии каждые два года. Ассоциация инвалидов все время поднимала вопрос выплаты матерям, воспитывающих ребенка с инвалидностью. В 2019 году Президент Узбекистана поручил разработать постановление. Что делает Минфин — выполняет указания Президента, выносят постановление, согласно которому матери, воспитывающие ребенка с инвалидностью, будут получать пособия по достижению пенсионного возраста. Это не издевательство? По достижению пенсионного возраста матери и так будут получать минимальную пенсию. Это манипуляция, и таких манипуляций очень много, — рассказал Ойбек Исаков.
В феврале 2022 года вступил в силу Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке лиц с инвалидностью и категорий населения, нуждающихся в социальной защите», согласно которому законному представителю ребенка, занятому уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет и нуждающимся в постороннем уходе, подлежит ежемесячная выплата пособия в размере 500 000 сумов.
Дальнейшая работа
В сфере социальной защиты все еще есть недостатки и проблемы. Ойбек Исаков рассказал, что еще можно внедрить в Узбекистане для поддержки лиц с инвалидностью.
У нас нет центра для независимой жизни лиц с инвалидностью. Во всех странах такие центры существуют. В этих центрах инвалидов подготавливают к самообслуживанию, чтобы они не были зависимыми от опеки. В Японии такие центры предоставляют лицу с инвалидностью жилье, в котором лицо учится самостоятельно жить. Думаю, в Узбекистане в качестве эксперимента можно было бы организовать такие центры и, более того, сделать их функциональными, то есть завезти спортоборудование, открыть курсы вождения.