Конституционная реформа обеспечит Узбекистану демократизацию
Профессор Омонулла Мухамеджанов рассказал о процессе модернизации страны.
Современная жизнь выдвигает в повестку дня новые важные задачи, требующие безотлагательного решения. Конституция должна соответствовать реалиям времени, обеспечивать поступательное развитие страны, стать мощным инструментом достижения целей обновления государства.
Профессор Ташкентского государственного университета, доктор юридических наук Омонулла Мухамеджанов рассказал о процессе реформ в Узбекистане.
Эксперт отметил, что реформы дали мощный толчок дальнейшему развитию государственной и правовой систем.
Анализ предложений населения по поправкам в конституцию выявил следующие приоритетные темы:
Следует отметить, что 68% предложений поступило от граждан в возрасте до 30-ти лет, а остальные 32% — от граждан среднего и старшего возрастов.
Лидерами по количеству предложений стали Ташкент, Хорезмская, Сурхандарьинская, Самаркандская, Ферганская области и республика Каракалпакстан. В процессе также участвовали соотечественники из зарубежных стран.
Масштабные задачи модернизации страны актуализируют необходимость развития все ещё слабых институтов гражданского общества, защиты прав и свобод человека и дальнейшей демократизации всех сфер жизнедеятельности общества.
Эксперт отметил, что значение обновления конституции состоит в том, что оно не только развивает то, что уже достигнуто на сегодняшний день, но и определяет перспективы дальнейшего развития страны.
Поправки закрепляют систему признаков, раскрывающих сущность конституционного строя страны. Положение о том, что Узбекистан есть суверенная республика, доплнят изложением характеристик, которым должна соответствовать узбекская государственность: правовое, социальное, светское, демократическое государство.
Также в конституцию вводят две абсолютно новые статьи, при этом для сохранения действующей структуры Основного закона применена их отдельная нумерация.
Анализ предлагаемых поправок показывает тенденцию продолжения и конкретизации конституционно-правовой реформы. Поправки вызваны потребностями общественного развития и продиктованы необходимостью дальнейшей модернизации страны.
Профессор Ташкентского государственного университета, доктор юридических наук Омонулла Мухамеджанов рассказал о процессе реформ в Узбекистане.
Эксперт отметил, что реформы дали мощный толчок дальнейшему развитию государственной и правовой систем.
Реформы проявились в масштабных изменениях политической, социально-экономической и правовой сфер жизнедеятельности государства. Сегодня стало понятно, что эти изменения нуждаются в соответствующем правовом закреплении в основном законе страны. В связи с встал вопрос о модернизации конституции, которая бы не только отразила осуществленные преобразования, но и юридически закрепила новые ориентиры и цели, стоящие перед обществом в современных условиях, — Омонулла Мухамеджанов.
Анализ предложений населения по поправкам в конституцию выявил следующие приоритетные темы:
- Административно-территориальные вопросы (38 456);
- государственное управление (28 297);
- права человека (2 125);
- образование (1 862);
- государственная власть на местах (910).
Следует отметить, что 68% предложений поступило от граждан в возрасте до 30-ти лет, а остальные 32% — от граждан среднего и старшего возрастов.
Лидерами по количеству предложений стали Ташкент, Хорезмская, Сурхандарьинская, Самаркандская, Ферганская области и республика Каракалпакстан. В процессе также участвовали соотечественники из зарубежных стран.
Значимую часть поправок составляют изменения и дополнения, касающиеся правах и свобод человека, гарантий их реализации на практике. Это стало отражением изменившегося отношения к правам человека, приоритета интересов человека перед интересами государства. Нововведения в той или иной мере отражены в действующих кодексах, однако впервые нормы, касающиеся прав человека при отправлении правосудия, столь конкретно приведены в Конституции, — Омонулла Мухамеджанов.
Масштабные задачи модернизации страны актуализируют необходимость развития все ещё слабых институтов гражданского общества, защиты прав и свобод человека и дальнейшей демократизации всех сфер жизнедеятельности общества.
Эксперт отметил, что значение обновления конституции состоит в том, что оно не только развивает то, что уже достигнуто на сегодняшний день, но и определяет перспективы дальнейшего развития страны.
Поправки закрепляют систему признаков, раскрывающих сущность конституционного строя страны. Положение о том, что Узбекистан есть суверенная республика, доплнят изложением характеристик, которым должна соответствовать узбекская государственность: правовое, социальное, светское, демократическое государство.
Указание на правовой характер государства означает, что вся жизнь в стране должна основываться на конституции, законах и иных нормативно-правовых актах. Внесение характеристики Узбекистана, как социального государства, закрепляет обязанность государства строить свою деятельность на принципах социальной справедливости и в интересах благосостояния человека и устойчивого развития общества, — Омонулла Мухамеджанов.
Также в конституцию вводят две абсолютно новые статьи, при этом для сохранения действующей структуры Основного закона применена их отдельная нумерация.
- Статья 261 вводит право каждого на помощь адвоката по своему выбору с момента фактического ограничения его права. Расширяется права на информирование об основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на вызов свидетелей, показывающих в его пользу. Запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона. На государство возлагается обязанность обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Однозначно фиксируется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием государственных органов или их должностных лиц.
- Статья 262 устанавливает следующие императивы: никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение; ни одно лицо не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; закон, исключающий ответственность за деяние или смягчающий наказание, имеет обратную силу, а закон, определяющий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; ни один человек не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или каких-либо прав на основании не опубликованного закона.
Впервые нормы, касающиеся прав человека при отправлении правосудия, столь конкретно приведены в Конституции, что говорит о серьезном внимании законодателя к данным вопросам, — Омонулла Мухамеджанов.
Анализ предлагаемых поправок показывает тенденцию продолжения и конкретизации конституционно-правовой реформы. Поправки вызваны потребностями общественного развития и продиктованы необходимостью дальнейшей модернизации страны.
Обновление конституции направлено на дальнейшую демократизацию, обеспечение прав и свобод человека, повышение роли и ответственности органов государственной власти, ограничение правовыми рамками их полномочий. Конституционные поправки не затрагивают основы конституционного строя, не снижают уровень защиты прав и свобод человека. Они должны стать дополнительной гарантией демократического развития нашей страны, — Омонулла Мухамеджанов.