Профессор Ташкентского государственного университета, доктор юридических наук Омонулла Мухамеджанов рассказал о процессе реформ в Узбекистане.
Эксперт отметил, что реформы дали мощный толчок дальнейшему развитию государственной и правовой систем.
Реформы проявились в масштабных изменениях политической, социально-экономической и правовой сфер жизнедеятельности государства. Сегодня стало понятно, что эти изменения нуждаются в соответствующем правовом закреплении в основном законе страны. В связи с встал вопрос о модернизации конституции, которая бы не только отразила осуществленные преобразования, но и юридически закрепила новые ориентиры и цели, стоящие перед обществом в современных условиях, — Омонулла Мухамеджанов.
Анализ предложений населения по поправкам в конституцию выявил следующие приоритетные темы:
- Административно-территориальные вопросы (38 456);
- государственное управление (28 297);
- права человека (2 125);
- образование (1 862);
- государственная власть на местах (910).
Следует отметить, что 68% предложений поступило от граждан в возрасте до 30-ти лет, а остальные 32% — от граждан среднего и старшего возрастов.
Лидерами по количеству предложений стали Ташкент, Хорезмская, Сурхандарьинская, Самаркандская, Ферганская области и республика Каракалпакстан. В процессе также участвовали соотечественники из зарубежных стран.
Значимую часть поправок составляют изменения и дополнения, касающиеся правах и свобод человека, гарантий их реализации на практике. Это стало отражением изменившегося отношения к правам человека, приоритета интересов человека перед интересами государства. Нововведения в той или иной мере отражены в действующих кодексах, однако впервые нормы, касающиеся прав человека при отправлении правосудия, столь конкретно приведены в Конституции, — Омонулла Мухамеджанов.
Масштабные задачи модернизации страны актуализируют необходимость развития все ещё слабых институтов гражданского общества, защиты прав и свобод человека и дальнейшей демократизации всех сфер жизнедеятельности общества.
Эксперт отметил, что значение обновления конституции состоит в том, что оно не только развивает то, что уже достигнуто на сегодняшний день, но и определяет перспективы дальнейшего развития страны.
Поправки закрепляют систему признаков, раскрывающих сущность конституционного строя страны. Положение о том, что Узбекистан есть суверенная республика, доплнят изложением характеристик, которым должна соответствовать узбекская государственность: правовое, социальное, светское, демократическое государство.
Указание на правовой характер государства означает, что вся жизнь в стране должна основываться на конституции, законах и иных нормативно-правовых актах. Внесение характеристики Узбекистана, как социального государства, закрепляет обязанность государства строить свою деятельность на принципах социальной справедливости и в интересах благосостояния человека и устойчивого развития общества, — Омонулла Мухамеджанов.
Также в конституцию вводят две абсолютно новые статьи, при этом для сохранения действующей структуры Основного закона применена их отдельная нумерация.
- Статья 261 вводит право каждого на помощь адвоката по своему выбору с момента фактического ограничения его права. Расширяется права на информирование об основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на вызов свидетелей, показывающих в его пользу. Запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона. На государство возлагается обязанность обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Однозначно фиксируется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием государственных органов или их должностных лиц.
- Статья 262 устанавливает следующие императивы: никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение; ни одно лицо не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; закон, исключающий ответственность за деяние или смягчающий наказание, имеет обратную силу, а закон, определяющий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; ни один человек не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или каких-либо прав на основании не опубликованного закона.
Впервые нормы, касающиеся прав человека при отправлении правосудия, столь конкретно приведены в Конституции, что говорит о серьезном внимании законодателя к данным вопросам, — Омонулла Мухамеджанов.
Анализ предлагаемых поправок показывает тенденцию продолжения и конкретизации конституционно-правовой реформы. Поправки вызваны потребностями общественного развития и продиктованы необходимостью дальнейшей модернизации страны.
Обновление конституции направлено на дальнейшую демократизацию, обеспечение прав и свобод человека, повышение роли и ответственности органов государственной власти, ограничение правовыми рамками их полномочий. Конституционные поправки не затрагивают основы конституционного строя, не снижают уровень защиты прав и свобод человека. Они должны стать дополнительной гарантией демократического развития нашей страны, — Омонулла Мухамеджанов.