Узбекистанцы остались без онлайн-оплаты: разбор ситуации
Пока Госналоговый комитет занимается борьбой с «тенью» и отстаиванием закона, блогеры заговорили о смерти электронной коммерции.
Жители Узбекистана начали последний месяц сентября с массового ограничения работы крупнейших систем оплаты.
Перебои коснулись Payme, Click и Apelsin. Пользователи больше не могут оплатить покупку на месте по QR-коду, заплатить за товар в Telegram-ботах. Некоторые онлайн-приложения предлагают лишь оплату наличными.
С 1 ноября вступила в действие схема взаимодействия между онлайн кассовыми аппаратами, платежными организациями и оператором фискальных данных. Любое отклонение от утвержденной схемы взаимодействия влечет применение санкций со стороны Государственного налогового комитета.
В Payme объяснили отключение некоторых сервисов проведением работ по совершенствованию порядка расчетов в сфере розничной торговли и оказания услуг. Сервисы будут временно недоступны из-за технических работ по фискализации всех оплат.
В Госналоговом комитете опубликовали развёрнутый ответ с прояснением ситуации. Как выяснилось, Комитет неоднократно переносил сроки введения санкций за нарушения, а разговор про изменения длится уже восемь месяцев.
Комитет за это время провёл 12 встреч с платежными организациями по разъяснению требований по внедрению выдачи фискальных чеков. Однако на данный момент только 25 из 48 платежных организаций полностью завершили интеграцию с оператором фискальных данных.
Из-за промедлений платежных систем, с 1 ноября некоторым из них пришлось ограничить работу сервисов. Большинство платежей проходили через переводы с карты на карту.
Госналоговый комитет решился на крайние меры и ввёл применение санкций для платежных систем с 1 ноября, из-за чего многие из них ограничили работу сервисов, чтобы не нарушать новые правила.
Налоговики настаивают на обязательствах для платёжных систем для борьбы с теневой экономикой. Кроме того, внедрение фискальных чеков во всех платежных организациях гарантирует соблюдение прав более 1,5 млн граждан.
Стратегия приносит свои плоды: за год количество чеков увеличилось на 185%, а зарегистрированная сумма покупок выросла на 176%.
Введение санкций за нарушения против крупнейших платежных сервисов, которые в итоге ограничили некоторые услуги, произошло из-за нарушения прав населения.
Покупатели должны получать чек при совершении покупки и кешбэк в размере 1% от суммы покупки.
Это законное право граждан. Поэтому при оплате через мобильное приложение чек также должен быть оформлен в этом приложении. За электронный чек кэшбэк начисляется автоматически, чего так и не сделали ни Payme, ни Click, ни Apelsin.
Фискализация нужна для контроля государством торговой деятельности, сбора налогов и аналитики. По данным ГНК за конец сентября, узбекистанцы получили свыше 420 млрд сумов кешбэка за регистрацию чеков.
Основатель интернет-магазина Asaxiy Фируз Аллаев прокомментировал ситуацию и отметил, что она лишь "создает новые неудобства".
По мнению предпринимателя, достаточно, чтобы продавец выдал чек на общую сумму, а усложнение системы может привести к обратному эффекту с увеличением уклонения от уплаты налогов и переходом к оплате с QR-кодов на наличный расчёт или перевод с карты на карту.
Блогер Никита Макаренко отметил, что оплата через QR-код была одной из немногих вещей в сфере финансовых технологий Узбекистана, которой он гордился.
Блогер davletovuz заявил, что из-за решения пострадает развитие онлайн-сервисов и платежей.
После публикации разъяснений от ГНК davletovuz заявил, что электронная коммерция в Узбекистане мертва.
Перебои коснулись Payme, Click и Apelsin. Пользователи больше не могут оплатить покупку на месте по QR-коду, заплатить за товар в Telegram-ботах. Некоторые онлайн-приложения предлагают лишь оплату наличными.
Суть проблемы
С 1 ноября вступила в действие схема взаимодействия между онлайн кассовыми аппаратами, платежными организациями и оператором фискальных данных. Любое отклонение от утвержденной схемы взаимодействия влечет применение санкций со стороны Государственного налогового комитета.
В Payme объяснили отключение некоторых сервисов проведением работ по совершенствованию порядка расчетов в сфере розничной торговли и оказания услуг. Сервисы будут временно недоступны из-за технических работ по фискализации всех оплат.
Нашей команде требуется в срочном порядке провести технические работы и временно отключить сервисы, — Payme.
Борьба с "тенью"
В Госналоговом комитете опубликовали развёрнутый ответ с прояснением ситуации. Как выяснилось, Комитет неоднократно переносил сроки введения санкций за нарушения, а разговор про изменения длится уже восемь месяцев.
С марта 2022 года операторы платежных систем обязаны подключить свои платежные системы к онлайн-Контрольно-кассовым машинам и обеспечить интеграцию с информационными системами налоговых органов, — ГНК.
Комитет за это время провёл 12 встреч с платежными организациями по разъяснению требований по внедрению выдачи фискальных чеков. Однако на данный момент только 25 из 48 платежных организаций полностью завершили интеграцию с оператором фискальных данных.
Из-за промедлений платежных систем, с 1 ноября некоторым из них пришлось ограничить работу сервисов. Большинство платежей проходили через переводы с карты на карту.
Госналоговый комитет решился на крайние меры и ввёл применение санкций для платежных систем с 1 ноября, из-за чего многие из них ограничили работу сервисов, чтобы не нарушать новые правила.
Налоговики настаивают на обязательствах для платёжных систем для борьбы с теневой экономикой. Кроме того, внедрение фискальных чеков во всех платежных организациях гарантирует соблюдение прав более 1,5 млн граждан.
В условиях масштабных реформ для долгосрочного развития экономики страны особое значение приобретает согласованная деятельность потребителей, субъектов предпринимательства и органов ГНК с помощью информационных технологий. Цифровизация обеспечивает повышение экономической активности и защиту предпринимателей, осуществляющих легальную деятельность, — подчеркнули в ГНК.
Стратегия приносит свои плоды: за год количество чеков увеличилось на 185%, а зарегистрированная сумма покупок выросла на 176%.
Это может свидетельствовать о наличии теневой экономики, — заявили в ГНК.
Проще говоря
Введение санкций за нарушения против крупнейших платежных сервисов, которые в итоге ограничили некоторые услуги, произошло из-за нарушения прав населения.
Покупатели должны получать чек при совершении покупки и кешбэк в размере 1% от суммы покупки.
Это законное право граждан. Поэтому при оплате через мобильное приложение чек также должен быть оформлен в этом приложении. За электронный чек кэшбэк начисляется автоматически, чего так и не сделали ни Payme, ни Click, ни Apelsin.
Считаем, что требование к субъектам предпринимательства о выдаче чека с фискальной меткой — обычное явление и должно восприниматься правильно, — ГНК.
Фискализация нужна для контроля государством торговой деятельности, сбора налогов и аналитики. По данным ГНК за конец сентября, узбекистанцы получили свыше 420 млрд сумов кешбэка за регистрацию чеков.
Удар по электронной коммерции
Основатель интернет-магазина Asaxiy Фируз Аллаев прокомментировал ситуацию и отметил, что она лишь "создает новые неудобства".
Я понимаю, когда от продавца требуют квитанцию, что каждая продажа облагается налогом. Но платежная система — это всего лишь средство приема платежей, точно так же, как терминал или наличный расчёт. Эти системы не продают товары, а только снимают деньги продавцу, играя роль виртуального терминала, — Фируз Аллаев.
По мнению предпринимателя, достаточно, чтобы продавец выдал чек на общую сумму, а усложнение системы может привести к обратному эффекту с увеличением уклонения от уплаты налогов и переходом к оплате с QR-кодов на наличный расчёт или перевод с карты на карту.
Блогер Никита Макаренко отметил, что оплата через QR-код была одной из немногих вещей в сфере финансовых технологий Узбекистана, которой он гордился.
Я как и многие, вообще перестал носить наличные и карточки. Даже в Европе такого нет, — Никита Макаренко.
Блогер davletovuz заявил, что из-за решения пострадает развитие онлайн-сервисов и платежей.
Платежи с помощью QR-кода были самым дешевым вариантом для предприятий принимать электронные платежи. Потому что это ничего не стоило — можно было подключиться к платежной системе, распечатать QR-код на принтере и принимать безналичные платежи. Это была хорошая возможность избежать наличных, теперь это дополнительные расходы для предпринимателя и бремя для потребителя.
После публикации разъяснений от ГНК davletovuz заявил, что электронная коммерция в Узбекистане мертва.
Отключили QR-платежи. Это у нас такая "безналичная экономика"?! Если P2P-переводы также ограничат под этим предлогом, то мы будем сидеть в будущем без реальных цифровых денег. Принятие решений без изучения их влияния на рынок всегда приводит к убыткам, и даже благие намерения дискредитируются, — davletovuz.