Узбекистан реализует торговый потенциал через Организацию тюркских государств
Эксперт Мухсинжон Холмухамедов считает, что саммит в Самарканде станет важнейшим звеном для расширения партнёрства.
11 ноября в Самарканде состоится первый саммит Организации тюркских государств. Замдиректора Центра экономических исследований и реформ Мухсинжон Холмухамедов рассказал про значимость саммита.
В ОТГ входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан. В качестве наблюдателя при организации участвуют Венгрия и Туркменистан.
Эксперт отметил, что проведение международного события такого масштаба еще раз подчеркивает возрастающую роль Узбекистана в регионе и за его пределами как ключевого партнера в развитии и укреплении доверия, сотрудничества в торговле, экономике, транспорте, энергетике, туризме и культурно-гуманитарной сфере, а также в координации усилий по обеспечению мира и безопасности.
Сегодня открываются новые возможности взаимовыгодного партнерства между членами ОТГ. Особое место в стратегическом документе «Видение Тюркского мира — 2040» отведено развитию в транспортно-логистической сфере. В фокусе внимания обеспечение транспортной взаимосвязанности стран, упрощение таможенных и транспортных процедур, в том числе за счет цифровизации.
Все страны ОТГ приняли Национальные стратегии по цифровизации. В частности, Стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030» предполагает увеличение доли цифровой экономики в ВВП страны в два раза.
Узбекистан придает важное значение развитию сотрудничества в сфере транспорта и логистики со странами ОТГ, что обусловлено следующими факторами:
Страны, не имеющие выхода к морю, расходуют в два раза больше средств на оплату транспортных услуг. Для государств ЦА транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров.
Транспортный сектор играет стратегическую роль для экономики Узбекистана, на который приходится 6,4% ВВП, 30% — сектор услуг, ещё 7,4 — инвестиций.
За последние пять лет, несмотря на пандемию и сопутствующие ей ограничения в работе транспортного сектора, в Узбекистане удалось нарастить объем перевозки грузов на 25%, до 1,4 млрд тонн.
За прошедшие три года за счет либерализации рынка авиаперевозок количество компаний, выполняющих рейсы в Узбекистан, увеличилось в два раза. Доля отечественных перевозчиков в объеме международных автомобильных грузоперевозок достигла 62%. Электрифицировано 300 км ж/д путей, построено 1,5 тыс км автомобильных дорог.
Доля электронных билетов в общем объеме достигла 40%, внедрена система оформления перевозочных документов на грузовые поезда с интеграцией системы с другими железными дорогами, имеющими свои аналогичные платформы. Также идёт продвижение мониторинга и управления грузопотоками на основе спутниковых технологий.
В работу железнодорожного транспорта внедрили автоматизированную систему управления дорожным движением, единую интегрированную систему обработки транспортных документов, систему оперативного управления, автоматизированную систему бронирования электронных билетов и управления пассажиропотоком «Экспресс-3».
Также создана цифровая платформа «Склады и логистические центры Узбекистана», позволяющая предпринимателю в режиме онлайн узнать о наличии свободных площадей на территории складов.
Узбекистан — член более 70 международных конвенций, соглашений и двусторонних договоров по вопросам транспортных коммуникаций, участвует в ряде международных программ по интеграции транспортных систем и цифровизации логистики.
По территории страны проходит около 18% региональных железнодорожных путей, через которые идут порядка 11% всех региональных грузоперевозок.
Узбекистан имеет возможность повысить транзитный потенциал и принимать до 16 млн тонн грузов за счет улучшения инфраструктуры, применения гибких тарифов и формирования перспективных направлений.
Узбекистан принимает активные меры для реализации транзитного потенциала страны и упрощения транспортно-логистического взаимодействия с внешним миром. Республика стала первой страной в Центральной Азии, которая внедрила технологии TIR-EPD, Real-Time SafeTIR, AskTIRweb, а также приступила к тестированию технологии электронных гарантий при международных дорожных перевозках.
Страна завершила внедрение всего пакета необходимого обмена данными с Европейской экономической комиссией ООН по процедуре eTIR и тестирование разных сценариев при осуществлении перевозок по данной процедуре.
Система eTIR обеспечит безопасный обмен данными, касающимися международного транзита грузов между национальными таможенными системами.
В ноябре 2020-го состоялись первые пилотные автоперевозки между Узбекистаном и Казахстаном с применением электронных гарантий. Аналогичные перевозки протестированы между Узбекистаном и Таджикистаном, а в марте 2022 года — между Узбекистаном и Кыргызстаном.
На международном пункте пропуска «Келес» установили информационную систему на основе искусственного интеллекта для определения веса вагонов без остановки, что будет предотвращать перевозку перегруженных составов и обеспечивать безопасность движения поездов.
Стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030» в транспортной сфере предусматривает внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.
Узбекистан стремится к самому активному участию в реализации задач по цифровизации транспортных и транзитных процедур, которые отражены в стратегическом документе «Видение Тюркского мира 2040», принятом в рамках Стамбульского саммита в 2021 году.
В ближайшей перспективе внимание акцентировано на облегчении транспортных и транзитных процедур в странах ОТГ, в том числе посредством применения современных цифровых инструментов, в первую очередь eTIR, ePermit и eCMR.
Страны ОТГ работают над внедрением инструмента eCMR совместно с Европейской экономической комиссией ООН.
Стремление стран ОТГ внедрять цифровые технологии создает условия для консолидации усилий по дальнейшему наращиванию взаимодействия в сфере цифровизации, в том числе по совместному развитию электронной межрегиональной торговли и товарно-сырьевой биржи.
Электронный документооборот является одним из главных элементов цифровой логистики. Мера позволяет на 20-40% снизить расходы и сроки доставки, минимизировать потери времени на всех этапах жизненного цикла оформления взаимоотношений с клиентами — как грузоотправителями, так и грузополучателями.
В перспективе использование цифровых технологий изменит области экосистемы транспортных коридоров, технического регулирования, применения навигационных пломб, а также железнодорожных перевозок, что позволит значительно укрепить взаимосвязанность и будет способствовать дальнейшему развитию торгово-экономических отношений.
Актуальным остается вопрос развития международных транспортных коридоров, учитывая географический и транспортный потенциал стран ОТГ. Для Узбекистана все более востребованным становится железнодорожный коридор "Баку — Тбилиси — Карс", предоставляющий выход узбекским товарам на европейский и другие рынки.
Растет интерес интерес в продлении плана железной дороги "Китай — Кыргызстан — Узбекистан" до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского международного транспортного маршрута. Кроме того, восстановление «Зангезурского коридора» может обеспечить кратчайший сухопутный путь из Азии в Европу, а также открыть и расширить возможности международных дорожных перевозок в Китай и на Дальний Восток.
Страны ОТГ заинтересованы и в продвижении мультимодального транспортного коридора "Китай — Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция — Европа", который значительно повысит торговый потенциал всех участвующих стран.
Большие перспективы открывает «Трансафганский коридор», который сократит время транспортировки товаров и снизит стоимость перевозки в два раза.
Эксперт считает, что интеграция цифровых решений позволит превратить государства Центральной Азии в сухопутный мост, способный соединить страны ОТГ с Китаем и регионом Южной Азии, а также обеспечить международный транзит грузов и более глубокую интеграцию стран региона в глобальные цепочки поставок товаров.
В ОТГ входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан. В качестве наблюдателя при организации участвуют Венгрия и Туркменистан.
Эксперт отметил, что проведение международного события такого масштаба еще раз подчеркивает возрастающую роль Узбекистана в регионе и за его пределами как ключевого партнера в развитии и укреплении доверия, сотрудничества в торговле, экономике, транспорте, энергетике, туризме и культурно-гуманитарной сфере, а также в координации усилий по обеспечению мира и безопасности.
Транспортная взаимосвязанность
Сегодня открываются новые возможности взаимовыгодного партнерства между членами ОТГ. Особое место в стратегическом документе «Видение Тюркского мира — 2040» отведено развитию в транспортно-логистической сфере. В фокусе внимания обеспечение транспортной взаимосвязанности стран, упрощение таможенных и транспортных процедур, в том числе за счет цифровизации.
Все страны ОТГ приняли Национальные стратегии по цифровизации. В частности, Стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030» предполагает увеличение доли цифровой экономики в ВВП страны в два раза.
Узбекистан придает важное значение развитию сотрудничества в сфере транспорта и логистики со странами ОТГ, что обусловлено следующими факторами:
- Узбекистан осуществляет экспортно-импортное и транзитное сообщение по девяти международным транспортным коридорам, восемь из которых проходят как минимум через одну страну ОТГ.
- два из пяти граничащих с Узбекистаном государства — члены ОТГ (Казахстан и Кыргызстан), а также один наблюдатель (Туркменистан);
- страны Центральной Азии являются ключевыми звеньями региона — основного транспортного хаба на пересечении маршрутов в направлении "Север-Юг" и "Восток-Запад";
- все государства Центральной Азии не имеют выхода к Мировому океану, что существенно увеличивает транспортные издержки.
Страны, не имеющие выхода к морю, расходуют в два раза больше средств на оплату транспортных услуг. Для государств ЦА транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров.
Грузоперевозки
Транспортный сектор играет стратегическую роль для экономики Узбекистана, на который приходится 6,4% ВВП, 30% — сектор услуг, ещё 7,4 — инвестиций.
За последние пять лет, несмотря на пандемию и сопутствующие ей ограничения в работе транспортного сектора, в Узбекистане удалось нарастить объем перевозки грузов на 25%, до 1,4 млрд тонн.
За прошедшие три года за счет либерализации рынка авиаперевозок количество компаний, выполняющих рейсы в Узбекистан, увеличилось в два раза. Доля отечественных перевозчиков в объеме международных автомобильных грузоперевозок достигла 62%. Электрифицировано 300 км ж/д путей, построено 1,5 тыс км автомобильных дорог.
Транспортная система Узбекистана на пути построения эффективного взаимодействия между разными видами транспорта и развития мультимодальных перевозок, устранения естественных препятствий и совершенствования управления перевозками, цифровизации внутренних, внешних и транзитных перевозок, внедрение цифровых решений в логистике, — Мухсинжон Холмухамедов.
Цифровизация
Доля электронных билетов в общем объеме достигла 40%, внедрена система оформления перевозочных документов на грузовые поезда с интеграцией системы с другими железными дорогами, имеющими свои аналогичные платформы. Также идёт продвижение мониторинга и управления грузопотоками на основе спутниковых технологий.
В работу железнодорожного транспорта внедрили автоматизированную систему управления дорожным движением, единую интегрированную систему обработки транспортных документов, систему оперативного управления, автоматизированную систему бронирования электронных билетов и управления пассажиропотоком «Экспресс-3».
Также создана цифровая платформа «Склады и логистические центры Узбекистана», позволяющая предпринимателю в режиме онлайн узнать о наличии свободных площадей на территории складов.
Международные перевозки
Узбекистан — член более 70 международных конвенций, соглашений и двусторонних договоров по вопросам транспортных коммуникаций, участвует в ряде международных программ по интеграции транспортных систем и цифровизации логистики.
По территории страны проходит около 18% региональных железнодорожных путей, через которые идут порядка 11% всех региональных грузоперевозок.
Узбекистан имеет возможность повысить транзитный потенциал и принимать до 16 млн тонн грузов за счет улучшения инфраструктуры, применения гибких тарифов и формирования перспективных направлений.
Стратегия развития на 2022-2026 годы предусматривает расширение «цифровых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для увеличения экспорта транспортно-логистических услуг, а также увеличение объема транзитных грузоперевозок до 15 млн тонн при реализации строительства ж/д линий "Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар" и "Китай — Кыргызстан — Узбекистан". В связи с этим взаимодействие Узбекистана со странами ОТГ приобретает особое значение, — Мухсинжон Холмухамедов.
Узбекистан принимает активные меры для реализации транзитного потенциала страны и упрощения транспортно-логистического взаимодействия с внешним миром. Республика стала первой страной в Центральной Азии, которая внедрила технологии TIR-EPD, Real-Time SafeTIR, AskTIRweb, а также приступила к тестированию технологии электронных гарантий при международных дорожных перевозках.
Страна завершила внедрение всего пакета необходимого обмена данными с Европейской экономической комиссией ООН по процедуре eTIR и тестирование разных сценариев при осуществлении перевозок по данной процедуре.
Система eTIR обеспечит безопасный обмен данными, касающимися международного транзита грузов между национальными таможенными системами.
В ноябре 2020-го состоялись первые пилотные автоперевозки между Узбекистаном и Казахстаном с применением электронных гарантий. Аналогичные перевозки протестированы между Узбекистаном и Таджикистаном, а в марте 2022 года — между Узбекистаном и Кыргызстаном.
Сегодня к работе с электронными гарантиями подключены все таможенные посты ВЭД. Обучение по работе с системой прошли сотрудники таможенных органов и представители частного сектора. К процедуре использования электронных гарантий подключено свыше 500 перевозчиков, которые использовали порядка 350 электронных гарантий для перевозок по разным направлениям. По этим показателям Узбекистан занимает первое место в мире, — Мухсинжон Холмухамедов.
На международном пункте пропуска «Келес» установили информационную систему на основе искусственного интеллекта для определения веса вагонов без остановки, что будет предотвращать перевозку перегруженных составов и обеспечивать безопасность движения поездов.
Стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030» в транспортной сфере предусматривает внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.
Сотрудничество с ОТГ
Узбекистан стремится к самому активному участию в реализации задач по цифровизации транспортных и транзитных процедур, которые отражены в стратегическом документе «Видение Тюркского мира 2040», принятом в рамках Стамбульского саммита в 2021 году.
В ближайшей перспективе внимание акцентировано на облегчении транспортных и транзитных процедур в странах ОТГ, в том числе посредством применения современных цифровых инструментов, в первую очередь eTIR, ePermit и eCMR.
В рамках первого этапа внедрения в практику электронной системы ePermit Министерство транспорта Узбекистана по согласованию с турецкой стороной впервые организовало испытательный автопробег. Так, автоколонна, выехавшая из Узбекистана 6 ноября 2021-го, 10 ноября прибыла в Турцию через пункт пропуска «Сарп». На следующем этапе имеется договоренность по реализации данного проекта с Казахстаном, — Мухсинжон Холмухамедов.
Страны ОТГ работают над внедрением инструмента eCMR совместно с Европейской экономической комиссией ООН.
Цифровое взаимодействие
Стремление стран ОТГ внедрять цифровые технологии создает условия для консолидации усилий по дальнейшему наращиванию взаимодействия в сфере цифровизации, в том числе по совместному развитию электронной межрегиональной торговли и товарно-сырьевой биржи.
Электронный документооборот является одним из главных элементов цифровой логистики. Мера позволяет на 20-40% снизить расходы и сроки доставки, минимизировать потери времени на всех этапах жизненного цикла оформления взаимоотношений с клиентами — как грузоотправителями, так и грузополучателями.
Необходимо решить проблему, связанную с отсутствием универсальных документов для мультимодальных и международных перевозок. К примеру, в морских перевозках есть коносамент — уникальный единый товарораспорядительный документ, который позволяет отслеживать маршрут груза. Однако нет такого, который объединял бы все виды перевозок, — Мухсинжон Холмухамедов.
В перспективе использование цифровых технологий изменит области экосистемы транспортных коридоров, технического регулирования, применения навигационных пломб, а также железнодорожных перевозок, что позволит значительно укрепить взаимосвязанность и будет способствовать дальнейшему развитию торгово-экономических отношений.
Международные
транспортные коридоры
Актуальным остается вопрос развития международных транспортных коридоров, учитывая географический и транспортный потенциал стран ОТГ. Для Узбекистана все более востребованным становится железнодорожный коридор "Баку — Тбилиси — Карс", предоставляющий выход узбекским товарам на европейский и другие рынки.
Растет интерес интерес в продлении плана железной дороги "Китай — Кыргызстан — Узбекистан" до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского международного транспортного маршрута. Кроме того, восстановление «Зангезурского коридора» может обеспечить кратчайший сухопутный путь из Азии в Европу, а также открыть и расширить возможности международных дорожных перевозок в Китай и на Дальний Восток.
Страны ОТГ заинтересованы и в продвижении мультимодального транспортного коридора "Китай — Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция — Европа", который значительно повысит торговый потенциал всех участвующих стран.
Большие перспективы открывает «Трансафганский коридор», который сократит время транспортировки товаров и снизит стоимость перевозки в два раза.
Эксперт считает, что интеграция цифровых решений позволит превратить государства Центральной Азии в сухопутный мост, способный соединить страны ОТГ с Китаем и регионом Южной Азии, а также обеспечить международный транзит грузов и более глубокую интеграцию стран региона в глобальные цепочки поставок товаров.
Несомненно, первый саммит Организации тюркских государств в Самарканде станет важнейшим звеном расширения взаимовыгодного партнерства, как в транспортно-логистической сфере, так и в других направлениях торгово-экономической, социальной и культурной кооперации, — Мухсинжон Холмухамедов.