Что такое госдолг и почему о нём все говорят?

Новости

Редакция Взгляд.uz разбирает, что такое государственный долг, каким он бывает и какие существуют риски при его повышении.

По данным Агентства стратегических реформ в последние 6 лет в Узбекистане наблюдалось ускорение темпов роста внешнего долга. Если на конец 2016 года внешний ГГГ 8% от ВВП, то по состоянию на 1 октября 2022 года он уже составлял 30,14% от ВВП или 23,16 млрд долларов. Из этой суммы 17,0 млрд долларов США это долг, привлеченный от имени Узбекистана, а 6,16 млрд долларов — это гарантированный государством внешний долг.

На фоне растущего из года в год госдолга могут возникать опасения о кредитоспособности страны. Редакция Взгляд.uz разбирает, что такое государственный долг, каким он бывает и какие существуют риски при его повышении.

Что такое госдолг?


Государственный долг — это сумма, которую правительство одалживает, чтобы оплатить все нужные расходы, или пополнить дефицит бюджета. То есть это разница между тем, сколько правительство потратило и сколько денег у него на самом деле есть.

В зависимости от того, у кого государство берет деньги, долг делят на:




  • внутренний (задолженность перед своими резидентами — банками, инвесторами, простыми гражданами);

  • внешний (задолженность перед другими государствами и международными организациями).


Для чего нужен госдолг?


Если говорить простыми словами, государственный долг нужен для того, чтобы правительство смогло покрывать свои расходы, не ожидая появления собственных средств. Обычно государство занимает деньги для реализации дорогостоящих проектов, которые в будущем могут помочь этот долг покрыть.

В мае 2021 года президент Шавкат Мирзиёев обосновал рост внешних заимствований тем, что они способствовали выводу экономики страны на новый уровень. В феврале этого года в ходе поездки в Янгихаётский район он заявил, что без долга не было бы роста заработных плат учителей и медицинских работников, а также строительства метрополитена.

Почему госдолг постоянно растёт и чем это грозит?


Государственный долг постоянно растёт из-за дефицита бюджета, который приходится закрывать за счёт государственного долга. Дефицит бюджета можно восполнять за счёт увеличения налогов или сокращения расходов, но это может пагубно влиять на экономическое положение страны.

Государственный долг не является поводом для беспокойства, так как это макроэкономический показатель. По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. По оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. В Узбекистане законом установлено, что максимальный размер госдолга к ВВП не может превышать 60%.

Наращивание госдолга может привести и к негативным последствиям. Если государство не сможет обслуживать свои финансовые обязательства, то стране грозит дефолт. В таком случае, государство признается банкротом в связи с отсутствием денег.

О госдолге Узбекистана


Для решения масштабных задач в конкретные сроки у государства имеются 2 альтернативных решения: увеличивать налоги (а значит, подорвать стимулы развития экономики в будущем) или использовать инструменты государственных заимствований, с тем, чтобы создать условия для развития экономики за счет реализации инвестиционных проектов инфраструктуры.

Согласно данным Агентства стратегических реформ, пик прироста внешнего долга относительно ВВП пришелся на 2022 год и далее ожидается его плавное снижение. Государственный внешний долг только с начала 2022 года уменьшился на 1,7% за счет погашения части ее в размере 823 млн долларов.

Кроме того, Узбекистан привлекает внешние средства на длительные сроки и у международнопризнанных финансовых институтов. Размер привлеченного портфеля внешнего долга Узбекистана от Международных финансовых организаций (МФИ) составляет 11,3 млрд долларов или 48,7% от общей суммы внешнего долга.



Примерно 1/4 часть привлеченных иностранных средств было использовано на цели покрытия дефицита государственного бюджета и 3/4 использовали на финансирование инвестиционных проектов в энергетике (25%), транспорте (11%) и сельском хозяйстве (10%), в жилищном секторе (9%).



При утверждении госбюджета на каждый следующий год предельный размер внешнего долга устанавливается вместе с параметрами госбюджета. Это помогает получить в результате снижение объемов договоров внешнего долга.



По оценкам МВФ, риск возникновения в Узбекистане кризиса внешнего долга является низким, а способность обслуживать долг – высоким. Основные источники валютных доходов Узбекистана остаются стабильными: объемы экспорта растут, объем трансграничных переводов в страну растет, основные показатели текущего платежного баланса стабильные и нет угрозы дефолта.

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.