В Ташкенте обсудили предложенный Минздравом запрет вейпов и нагреваемого табака

Узбекистан

Минздрав выставил на обсуждение проект о запрете вейпов и нагреваемого табака, указывая на вред несовершеннолетним. Законопроект наполовину состоит из сознательных манипуляций и неверных искажений фактов. Асcоциация предприятий табачной отрасли «Тамакисоз» подвергла его критике. Журналисты выслушали главных представителей.

17 апреля в отеле Hyatt Regency прошло обсуждение законопроекта о запрете оборота вейпов и нагреваемого табака в Узбекистане. Ассоциация предприятий табачной отрасли «Тамакисоз», представляющая крупнейших импортеров и производителей электронных сигарет (вейпов), никотиновых пакетиков и нагреваемых табачных изделий выступили против идеи Министерства здравоохранения.

Почему Минздрав настаивает на запрете?

Проект был вынесен на общественное обсуждение 3 апреля на срок до 18 апреля. Решение объясняется резким ростом использования вейпов среди детей и молодежи. По данным из пояснительной записки, продажи электронных сигарет в Узбекистане за 2021−2023 годы выросли в 80 раз по сравнения с предыдущими тремя годами.

В записке-обосновании к документу отмечено, что инициатива разработана по поручению Администрации президента и премьер-министра страны.

«Тамакисоз» подвергла законопроект критике

Так, по утверждению членов «Тамакисоз», есть научная база, доказывающая, что потребление вейпов и нагреваемого табака несет гораздо меньший вред здоровью, чем привычные сигареты. Данное утверждение подкрепляется, по их словам, результатами исследований, проведенными экспертами из Великобритании, Канады и США.

По данным производителей, в Узбекистане уже сформировалось сообщество людей, предпочитающих электронные сигареты и нагревательный табак — их примерно свыше 180 тысяч человек. Поэтому решение Минздрава неоправданно, так как оно лишает большую группу граждан возможности снижать вред себе и здоровью окружающих — ввиду отсутствия фактора пассивного курения.

В числе аргументов бизнес-сообщества есть критика в адрес авторов инициативы, допустивших, по мнению табачников, сознательные манипуляции и неверное искажение фактов. Например, в пояснительной записке к законопроекту говорится, что в Великобритании наблюдается высокий уровень потребления вейпов — 9,4%. Однако не указан момент, что в динамике показатель идет на спад: в 2022 году он составлял 12,9%, а в 2020-м и вовсе достигал 20%. При этом электронные сигареты замещают более вредные виды табачных изделий.

Специалистов Минздрава обвинили во лжи из-за утверждения, что ряд стран, включая Великобританию, Францию, Германию, рассматривает запрет на вейпы. Но, как отметили в «Тамакисоз», речь идет лишь об одном виде такой продукции — об одноразовых электронных сигаретах, считающихся опасными для экологии.

Члены «Тамакисоз» не понимают, почему вейпы стали объектом внимания чиновников, когда в стране свыше двух миллионов человек употребляют кустарно изготовленный насвай со множеством вредных веществ. Бизнесмены также подчеркивают, что импортеры и производители электронных сигарет соблюдают законодательство, в частности, контролируют лимит содержания никотина в продукции, не осуществляют открытую выкладку товара в магазинах и не продают товар лицам младше 21 года.

Мнения главных представителей отрасли

Директор Субрегиона Азия-Тихий океан, Средний Восток и Африка British American Tobacco (BAT) Ваел Сабра

«Мы отмечаем с UzBat уже свое тридцатилетие и собираемся сотрудничать, как минимум, еще тридцать лет. Мы ведущие производители потребительских товаров из табака и стремимся создать «лучшее будущее, построив Бездымный мир». Наша стратегическая цель — перевести курильщиков сигарет к «бездымным» альтернативам — вот почему мы тратим более 100 млн фунтов на исследования и разработки, чтобы создавать инновации», — сказал он.

Господин Сабра привел пример, что вождение автомобиля приводит к риску смерти людей, но при этом никто не настаивает на запрете вождения. Вместо этого человечество изобрело ремень и подушки безопасности, добавил Сабра. Он отметил, что похожая ситуация происходит и с вредом от «колы». Для снижения вреда здоровья была разработана Coca-Cola без сахара. Данное решение выглядит более разумным, чем полный запрет продукта.

Директор Департамента по юридическим и корпоративным вопросам Субрегиона Азия-Тихий океан, Средний Восток и Африка British American Tobacco (BAT) Мона Искандарани

«Мы в BAT всегда помогаем странам разрабатывать законодательные акты, которые помогают уменьшить риск от тех или иных продуктов», — отметила она.

На пресс-конференции Искандарани показала на примере ведущих стран Большой семёрки (G7), как они подходят к вопросу регулирования табачных изделий.

Она также подчеркнула, что при наличии правильных регуляторных документов, которые сделают страны свободными от курения.

Швеция, которая включила альтернативные методы курения в программу Минздрава, почти достигла показателя самого низкого уровня курения в мире, пояснила Искандарани.

Учредитель дистрибьюторской компании Алан Гаджиев

Гаджиев подробно представил состав электронных сигарет и доказал, что все вещества, которые там присутствуют мы и так потребляем каждый день.

  1. Овощной глицерин. Используется как увлажнитель, эмулятор, загуститель. Присутствует в косметических кремах, масках, выпечке, а также в жевательных резинках.

  2. Пропиленгликоль. Применяется как растворитель, консервант. Присутствует в шампунях, зубных пастах и гелях для душа.

  3. Бензольная кислота. Используется в консервировании мясных, рыбных, фруктовых, ягодных продуктов, а также газированных, алкогольных и безалкогольных напитков. Кроме того, присутствует в мармеладе, кетчупе, майонезе и мороженом.

  4. Ароматизаторы и пищевые добавки.

«Последний ингредиент — никотин. Да, он вреден, но электронные сигареты — это самый безопасный способ доставки никотина в организм человека», — отметил Гаджиев.

Учредитель сети «Uztobacco-Butcoin» Армен Саакян

«Они хотят добавить запрет на вейпы и прочее, не имея экспертизы, не имея опыта таких запретов и какой обратных эффект это может дать. Мы не понимаем, что лоббируется. Сигареты? – Нет. Насвай? – Может быть. Инновации почему то останавливаются, хотя мы предлагаем народу качественную современную продукцию», — рассказал он.

Саакян на вопрос журналиста «Взгляд.uz» о том, что же ждет узбекистанцев в случае запрета, допустил, что такие действия приводят только к росту контрабанды.

«Контрабанда только будет расти. Все мы знаем бабулек, дедулек на дорогах, на базарах — у них нет правил игры, нет кассовых аппаратов, нет никакого государственного участия в их бизнесе. Почему они этим занимаются? Они зарабатывают больше чем, мы [официальные дистрибьюторы табачных изделий — прим. ред.], потому что у них наценки космические, а налогов нет. Все это [табачная продукция после запрета] перейдет в нерегулируемое русло — в онлайн, в закладки… Тяжело это говорить наперед, но мы допускаем это на 99%», — пояснил Саакян.

Заключение

Согласно высказываниям участников пресс-конференции, а также их предложений и высказываний следует, что запретительный подход к обороту никотиновых изделий может привести только к неизбежным негативным последствиям. В первую очередь, приведет к лишению работы большого количества сотрудников легальных дистрибьюторских компаний, росту контрабанды и продаже некачественных «непроверенных» товаров, а также лишению возможностей курильщиков альтернативы, которая может помочь бросить вредную привычку.

Читайте также

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.