В последнее время искусственный интеллект (ИИ) стал не просто модным трендом, а мощным инструментом, который активно используется государствами, корпорациями, стартапами, сообществами и отдельными людьми. Благодаря ИИ жизнь граждан значительно улучшается.
Жители мегаполисов ежедневно взаимодействуют с системами «умных» технологий. Для бизнеса ИИ, кажется, уже стал символом успеха. Согласно исследованию, 98% лидеров бизнеса признают, что компаниям необходимо лучше использовать потенциал технологий ИИ и машинного обучения для достижения долгосрочного успеха.
Сегодня около 53% крупных компаний используют ИИ в своей деятельности. Однако с развитием технологии возникает всё больше социальных, философских, моральных и правовых вопросов, связанных с её применением. Встраивание ИИ в различные сферы жизни и экономики происходит очень быстро, и этот процесс напоминает цунами.
Первую волну составляют кейсы применения технологии в отдельных сферах, которые мы чаще всего наблюдаем в медийном поле. Например, в одной из стран мира регулятор недавно заключил мировое соглашение с компанией, которая использовала ИИ для найма персонала. Система автоматически отклоняла кандидатов-женщин старше 55 лет и кандидатов-мужчин старше 60 лет. Ранее IBM ограничила распространение технологии видеонаблюдения из-за потенциального риска её использования не по назначению.
Также огромное количество этических вопросов подняло распространение ChatGPT и подобных моделей. Какие оценки система даёт происходящим или прошедшим событиям, персонам или фактам? Какие подсказки она вправе давать, а какие нет? И как GPT-модели справляются с выполнением профессиональных обязанностей — перечень вопросов кажется бесконечным.
За первой волной следует значительно более высокая волна общего характера, которая редко описывается одним-двумя кейсами. Например, это вопрос влияния новых технологий на рынок труда. Различные исследователи приводят самые разные оценки о количестве рабочих мест, которые будут созданы или трансформированы из-за применения ИИ.
В этой же волне находится глобальная проблема условий использования персональных данных и защиты конфиденциальности в информационном обществе. Как действовать людям, бизнесу и регулятору в условиях беспрецедентного накопления огромных объёмов данных, в том числе и персонального характера?
Ведутся и дискуссии об использовании новых технологий в образовательных процессах. Вероятно, вы читаете эти слова на смартфоне или планшете. Эти гаджеты с нами меньше пары десятков лет, и мы вряд ли можем уверенно сказать, как они на нас повлияли.
Всё это требует ответов. А выражается в запросе общества на надёжный искусственный интеллект, который неизменно связан с этикой.
85% потребителей считают, что организациям важно учитывать этические аспекты при использовании искусственного интеллекта для решения социальных проблем. Аналогично, 75% руководителей уже в 2021 году признали важность этики в сфере искусственного интеллекта, по сравнению с менее чем 50% ответов в 2018 году.
Почему этика в области искусственного интеллекта стала ключевым вопросом? В современном мире этика искусственного интеллекта включает в себя механизмы саморегулирования разработчиков, корпоративные нормы и стандарты, инструменты взаимодействия регулятора с бизнесом и обществом по вопросам развития новых технологий.
Этика искусственного интеллекта охватывает набор нравственных дилемм, возникающих у людей с развитием ИИ, будущее государственное регулирование новых технологий в виде различных инструментов «мягкого права», а также потенциальную этику самих систем ИИ, например, AGI (искусственный общий интеллект), если он будет способен иметь свои этические представления.
Этика ИИ стала единственным быстрым ответом на существующие вопросы и проблемы.
С появлением новых технологий в бизнесе, три десятка мировых разработчиков приняли корпоративные нормы этичного развития искусственного интеллекта. Эти нормы охватывают не только этику, но и безопасность, сотрудничество и корпоративное управление. Появились этические декларации, хартии, петиции и открытые письма.
Разработчики, вместе с наукой и под руководством государства, создают этический кодекс. На горизонте появился AGI — универсальный искусственный интеллект, способный «думать» на человеческом уровне. Эксперты начали обсуждать личную этику будущего сверхразума.
Российский опыт стал одним из самых показательных. Крупные российские разработчики имеют корпоративные нормы этики ИИ. Создан национальный Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. В рамках кодекса созданы реальные механизмы управления на основе Альянса в сфере искусственного интеллекта и взаимодействия разработчиков, науки, представителей общественных организаций. Например, одна из рабочих групп ищет ответы на вопросы этики механизмов цифрового бессмертия. Другая группа, в диалоге с регулятором, ищет баланс между правовым регулированием и саморегулированием рекомендательных сервисов.
Таким образом, формируется системная этика искусственного интеллекта, которая включает в себя широкий спектр вопросов и решений. Однако их объединяет одно стремление — создать эффективные инструменты для успешного взаимодействия между человеком и умными технологиями.