17:47 | 11.1.22

Цифры говорят сами за себя: негативные последствия пандемии и автопром Узбекистана

Взгляд.uz разбирает, какие факторы повлияли на показатели автопрома, как обстояла ситуация с производством UzAuto Motors во время пандемии и что происходит на мировом рынке.

Цифры говорят сами за себя: негативные последствия пандемии и автопром Узбекистана

С учетом высокотехнологичности и сложности производства автомобилей практически все без исключения автомобильные производства являются активными участниками мирового разделения труда и цепочек поставок: ни один бренд не является полностью самодостаточным, соответственно глобальный кризис не мог не оказать влияния и на UzAuto Motors.

Коронавирус, изменивший лицо и саму структуру мировой экономики, сильнее, чем на прочие сектора, повлиял именно на автомобильное производство. Помимо объективных факторов, влияющих на авторынок здесь и сейчас, огромное значение имеют уникальные предпосылки к кризису, порожденные, к слову, не только COVID-19. На глобальный кризис здравоохранения наложился пик торговых войн США против технологичных компаний из КНР. Санкции против Huawei и ZTE, включавшие в себя запрет на поставки микрочипов китайским гигантам, вынудили тех скупить большую часть имеющихся в мире полупроводников, создав внутренние резервы на случай обострения отношений с США. Таким образом, на рынке микропроцессоров образовался идеальный шторм, накрывший рынок смартфонов и автомобилей. При этом растущий накал американо-китайского военно-дипломатического противостояния вокруг Тайваня, где сосредоточена львиная доля мирового производства микрочипов, не дает ситуации стабилизироваться.


Как следствие, текущий год стал наиболее тяжелым для всех высокотехнологичных отраслей, в том числе для ведущих мировых автопроизводителей: 

  • сокращения рабочего персонала, остановка конвейеров, закрытие заводов и целых кластеров стали заурядной практикой.
  • В ведущих автомобильных державах мира давно никого не удивляют галопирующие цены на машины и многомесячные очереди за ними.

Дефицит компонентов оценочно приведет к катастрофическому спаду производства – около 16% от мирового выпуска, при этом по некоторым брендам данный показатель достигает 50%. Тот же General Motors была вынуждена на некоторое время приостановить операции на трех предприятиях в США, Канаде и Мексике, а на ее заводах в Южной Корее объемы производства в этом году сократились вдвое.


Дефицит микрочипов

С учетом фактических показателей производства UzAuto Motors 2020 года (рекордные 280 080 единиц) план на 2021 год был установлен на той же отметке с возможностью увеличения до 320 000 в случае повышенного спроса. Производственные мощности, действующие контракты и численность персонала позволяли рассчитывать на успешную реализацию этих прогнозов. Однако уже в I квартале резкое изменение глобальной конъюнктуры стало сказываться на работе автозаводов по всему миру: дефицит полупроводников застал врасплох крупнейших производителей, поставленных перед фактом разрыва договорных обязательств. Из 280 000 машинокомплектов микрочипов, законтрактованных в 2020 году, было получено подтверждение лишь на 150 000. Более того, проблемы с поставками возникали хаотично по каждому из всех 7-8 типов (блок управления двигателя, мультимедийная система, ABS, Эро-глонасс и другие) микрочипов, требуемых для производства одного автомобиля. Это приводило к нецелостности машинокомплектов микрочипов и требовало постоянного напряжения в части опциональности автомобилей.

Тем не менее, заранее созданные резервы комплектующих, содержащих микрочипы, позволили избежать самого драматичного развития ситуации – остановки конвейеров.

Кроме того, были приняты экстраординарные меры для стабилизации обстановки:

  • Переговоры с GM International и рядом производителей микрочипов обеспечили дополнительные поставки полупроводников, что позволило произвести в текущем году 235 600 автомобилей, а не ожидаемые в условиях кризиса 150 000.

Все меры в совокупности с увеличением производственных мощностей завода позволят покрыть отложенный спрос на автомобили – с учетом проведенных ранее мероприятий по обеспечению UzAuto Motors необходимыми объемами микрочипов и налаживания логистических процессов. Это, позволит выйти на органические темпы роста на фоне восстановления экономики после пандемии.


Стоит отметить, что степень влияния компании на поставки микрочипов и логистическую ситуацию в мире ничтожно мала. По прогнозам большинства аналитиков глобальные проблемы с микрочипами и логистикой не отпустит мировой рынок до 2023 года, более того ситуация даже усугубится.

Для смягчения влияния данных катаклизмов на деятельность компании в 2022 году с GM ведется плотная работы по своевременному обеспечению микрочипами производства автомобилей и решению проблем с логистикой.  Но даже в этом случае реализация всех зависимых от UzAuto Motors мер по выходу компании из кризиса и смягчения влияния на компанию глобальных проблем не исключает риски, на которые компания повлиять не может.

Ментальная связь или как работает нейрочип от компании Илона Маска МИР

Ментальная связь или как работает нейрочип от компании Илона Маска

15:45
Свободная торговля, экспорт и импорт: чего добился Узбекистан МИР

Свободная торговля, экспорт и импорт: чего добился Узбекистан

22:09
Смартфон с интегрированной SIM-картой: возможности и преимущества МИР

Смартфон с интегрированной SIM-картой: возможности и преимущества

15:42
Телеканал Sevimli получал такое же финансирование,  как и другие каналы, — Агентство кинематографии МИР

Телеканал Sevimli получал такое же финансирование, как и другие каналы, — Агентство кинематографии

23:43
«Новое золото»: долгосрочная перспектива использования меди МИР

«Новое золото»: долгосрочная перспектива использования меди

22:10
Курс узбекского сума: причины и последствия девальвации МИР

Курс узбекского сума: причины и последствия девальвации

15:41