17:47 | 11.1.22

Цифры говорят сами за себя: негативные последствия пандемии и автопром Узбекистана

Взгляд.uz разбирает, какие факторы повлияли на показатели автопрома, как обстояла ситуация с производством UzAuto Motors во время пандемии и что происходит на мировом рынке.

Цифры говорят сами за себя: негативные последствия пандемии и автопром Узбекистана

С учетом высокотехнологичности и сложности производства автомобилей практически все без исключения автомобильные производства являются активными участниками мирового разделения труда и цепочек поставок: ни один бренд не является полностью самодостаточным, соответственно глобальный кризис не мог не оказать влияния и на UzAuto Motors.

Коронавирус, изменивший лицо и саму структуру мировой экономики, сильнее, чем на прочие сектора, повлиял именно на автомобильное производство. Помимо объективных факторов, влияющих на авторынок здесь и сейчас, огромное значение имеют уникальные предпосылки к кризису, порожденные, к слову, не только COVID-19. На глобальный кризис здравоохранения наложился пик торговых войн США против технологичных компаний из КНР. Санкции против Huawei и ZTE, включавшие в себя запрет на поставки микрочипов китайским гигантам, вынудили тех скупить большую часть имеющихся в мире полупроводников, создав внутренние резервы на случай обострения отношений с США. Таким образом, на рынке микропроцессоров образовался идеальный шторм, накрывший рынок смартфонов и автомобилей. При этом растущий накал американо-китайского военно-дипломатического противостояния вокруг Тайваня, где сосредоточена львиная доля мирового производства микрочипов, не дает ситуации стабилизироваться.


Как следствие, текущий год стал наиболее тяжелым для всех высокотехнологичных отраслей, в том числе для ведущих мировых автопроизводителей: 

  • сокращения рабочего персонала, остановка конвейеров, закрытие заводов и целых кластеров стали заурядной практикой.
  • В ведущих автомобильных державах мира давно никого не удивляют галопирующие цены на машины и многомесячные очереди за ними.

Дефицит компонентов оценочно приведет к катастрофическому спаду производства – около 16% от мирового выпуска, при этом по некоторым брендам данный показатель достигает 50%. Тот же General Motors была вынуждена на некоторое время приостановить операции на трех предприятиях в США, Канаде и Мексике, а на ее заводах в Южной Корее объемы производства в этом году сократились вдвое.


Дефицит микрочипов

С учетом фактических показателей производства UzAuto Motors 2020 года (рекордные 280 080 единиц) план на 2021 год был установлен на той же отметке с возможностью увеличения до 320 000 в случае повышенного спроса. Производственные мощности, действующие контракты и численность персонала позволяли рассчитывать на успешную реализацию этих прогнозов. Однако уже в I квартале резкое изменение глобальной конъюнктуры стало сказываться на работе автозаводов по всему миру: дефицит полупроводников застал врасплох крупнейших производителей, поставленных перед фактом разрыва договорных обязательств. Из 280 000 машинокомплектов микрочипов, законтрактованных в 2020 году, было получено подтверждение лишь на 150 000. Более того, проблемы с поставками возникали хаотично по каждому из всех 7-8 типов (блок управления двигателя, мультимедийная система, ABS, Эро-глонасс и другие) микрочипов, требуемых для производства одного автомобиля. Это приводило к нецелостности машинокомплектов микрочипов и требовало постоянного напряжения в части опциональности автомобилей.

Тем не менее, заранее созданные резервы комплектующих, содержащих микрочипы, позволили избежать самого драматичного развития ситуации – остановки конвейеров.

Кроме того, были приняты экстраординарные меры для стабилизации обстановки:

  • Переговоры с GM International и рядом производителей микрочипов обеспечили дополнительные поставки полупроводников, что позволило произвести в текущем году 235 600 автомобилей, а не ожидаемые в условиях кризиса 150 000.

Все меры в совокупности с увеличением производственных мощностей завода позволят покрыть отложенный спрос на автомобили – с учетом проведенных ранее мероприятий по обеспечению UzAuto Motors необходимыми объемами микрочипов и налаживания логистических процессов. Это, позволит выйти на органические темпы роста на фоне восстановления экономики после пандемии.


Стоит отметить, что степень влияния компании на поставки микрочипов и логистическую ситуацию в мире ничтожно мала. По прогнозам большинства аналитиков глобальные проблемы с микрочипами и логистикой не отпустит мировой рынок до 2023 года, более того ситуация даже усугубится.

Для смягчения влияния данных катаклизмов на деятельность компании в 2022 году с GM ведется плотная работы по своевременному обеспечению микрочипами производства автомобилей и решению проблем с логистикой.  Но даже в этом случае реализация всех зависимых от UzAuto Motors мер по выходу компании из кризиса и смягчения влияния на компанию глобальных проблем не исключает риски, на которые компания повлиять не может.

Резкое повышение стоимости на недвижимость: факторы роста цен и обеспечение ценовой стабильности

Резкое повышение стоимости на недвижимость: факторы роста цен и обеспечение ценовой стабильности

14:40
Сравнение авторынков Узбекистана и России

Сравнение авторынков Узбекистана и России

14:30
Доверяй, но проверяй: как распознать мошеннические сайты на просторах интернета

Доверяй, но проверяй: как распознать мошеннические сайты на просторах интернета

12:29
Заблокированные иностранные криптобиржи: незаконные криптовалютные операции и проблемы с лицензированием

Заблокированные иностранные криптобиржи: незаконные криптовалютные операции и проблемы с лицензированием

12:40
«Сила в справедливости»: опыт Амира Тимура в принятии стратегических решений на разных языках мира

«Сила в справедливости»: опыт Амира Тимура в принятии стратегических решений на разных языках мира

12:30
Инвестиционный и деловой климат: как будут определять показатель бизнес-активности в регионах страны

Инвестиционный и деловой климат: как будут определять показатель бизнес-активности в регионах страны

16:10