12:38 | 31.1.22

На пути к масштабному переходу на электромобили: с какими сложностями столкнулся Узбекистан

Взгляд.uz разбирает, насколько успешно использование электромобилей в Узбекистане, когда в стране будет налажено собственное производство и как узбекские ученые изобрели станцию для зарядки электромобилей посредством солнечной энергии.

На пути к масштабному переходу на электромобили: с какими сложностями столкнулся Узбекистан

Смягчение климатических изменений и переход к «зеленой» экономике привели к нововведениям, которые стали широко и стремительно распространяться по всему миру. Одним из таких нововведений стало применение электромобилей. Крупнейшие автоконцерны мира с каждым годом активнее осваивают производство автотранспорта на альтернативных источниках энергии — на основе водорода и электродвигателей. В Узбекистане переход на электромобили занял достаточно продолжительное время. Вопрос о производстве электрокаров в стране сопровождался такими сложностями, как нехватка квалифицированных кадров в этой сфере, отсутствие необходимых мощностей, сырья, инфраструктуры и логистики. Тем не менее, сфера продолжает постепенно развиваться. Недавно группа ученых Узбекистана презентовала станцию для зарядки автомобилей.

Какие условия требовались для перехода к использованию электромобилей, когда ожидать слаженную работу в сфере производства электромобилей в Узбекистане и какую разработку изобрели ученые?


Что было сделано для перехода на электромобили

  • Действует Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по поддержке приобретения и сдачи в аренду автотранспортных средств, использования электромобилей и мототранспортных средств, а также развития велосипедного путешествия по стране».

С 1 января 2019 года был отменен таможенный платеж за импорт электромобилей в Узбекистан, в июле того же года отменили и акцизный налог.

Пользователи электромобилей в Узбекистане на первых этапах в основном использовали домашние зарядные устройства переменного тока. Это позволяло спокойно перемещаться по городу, однако на долгие поездки зарядки зачастую не хватало.

Город постепенно оснащался нужной инфраструктурой. Несмотря на планы властей, в большинстве случаев ответственность за их постройку и установление брали на себя частные лица. Говоря о станциях для зарядки электромобилей, начиная с февраля 2021 года зарядные станции стали устанавливаться возле супермаркетов Makro. Еще несколько станций построила компания TokBor — в парке «Анхор Локомотив», спортивных центрах BeFit. При ее участии также появилась первая электрозаправка в Ташкентской области — на курорте «Амирсой». Более того, зарядные станции для электромобилей есть на перевале Камчик, а также в Фергане (там они были первыми в Узбекистане).

С течением времени станции стали модернизировать и открывать новые. С лета 2021 года на автозаправочной станции АЗС №15 «Чинабад» в Ташкенте действуют системы быстрой зарядки, которые производят модули из 2 мобильных блоков питания электромобилей. На данный момент насчитывается более 25 зарядных станций для электромобилей.

  • В январе-июле 2021 года в Узбекистан завезли 432 электромобиля, что в 2,3 раза больше, чем суммарно за предыдущие три года. Преимущественно, электромобили поставляет Китай. За 2021 год ввоз электромобилей составил 809 единиц — в 6 раз больше, чем годом ранее.

По словам зампредседателя Экопартии Саидрасула Сангинова, в Узбекистане до 2030 года планируется перевести 5% всего транспорта и 50% служебного транспорта на электротягу. Что касается зарядных станций, то в 2021 году планируется построить 200 станций быстрой зарядки, а к 2022 году — 150.


Солнечная энергия: новая станция зарядки электромобилей

В Министерстве инновационного развития представили станцию быстрой зарядки для электромобилей, разработка которой проводилась с учетом климатических условий Узбекистана.  Данное устройство будет действовать параллельно от локальной системы электропередачи через солнечные фотоэлектрические системы. Согласно параметрам, устройство, которое в будущем должно пройти сертификацию, работает от переменного тока напряжением 380 Вольт, а на выходе будет подаваться постоянный ток напряжением 200−1000 Вольт и силой до 250 Ампер.

  • В разработке станции приняли участие ученые и сотрудники во главе с ведущим ученым Национального научно-исследовательского института возобновляемых источников энергии при Министерстве энергетики Нураддином Матчановым. Станцией смогут воспользоваться частные предприниматели, которые собираются открыть пункты генерации средней мощности и распределения.

Намечается также создание и выполнение технических требований для каждой местности. Это позволит подключить станцию к местным электросетям. На данный момент планируется привлечь к проекту инвестиции, посредством которых станет возможным серийный выпуск зарядной станции.


Когда планируется производство электромобилей

С 2018 года власти Узбекистана вместе с иностранными партнерами говорят о выпуске электромобилей в Узбекистане: планировали разработать Концепцию производства электромобилей к 2025 году, а также перевести компанию «Узавтосаноат» на выпуск исключительно электромобилей.

Как заявил начальник Управления стратегического планирования, анализа и развития «Узавтосаноат» Рустам Кодиров, производство электромобилей в Узбекистане может быть налажено к 2025 году.

  • Анонсировались также совместные проекты Узбекистана с зарубежными странами. Так, сообщалось, что Hyundai планирует наладить производство в Коканде и ежегодно выпускать до 10 тысяч электромобилей. Однако ни о производстве электромобилей компанией «Узавтосаноат», ни о производстве в Коканде и Андижане далее не упомяналось.

На данный момент в Фергане ожидается тестовый выпуск первой партии электромобилей — четырех легковых и восьми грузовых. Первые автомобили завода будут гибридными и оснащаться как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания. При нехватке электроэнергии автомобиль в движение будет приводить бензиновый двигатель. Также он будет питать электрогенератор для зарядки батареи. Минэкономразвития рекомендовало использовать запасы узбекской меди для развития производства электромобилей.

Таким образом, хотя в автомобильной сфере и производстве электромобилей в стране происходят нововведения, изменяется законодательство и заключаются договоры с зарубежными компаниями, все еще есть препятствующие факторы для полной реализации электромобильной промышленности.

Инвестиционный и деловой климат: как будут определять показатель бизнес-активности в регионах страны

Инвестиционный и деловой климат: как будут определять показатель бизнес-активности в регионах страны

16:10
В Японии поддержанные машины начали стоить дороже новых

В Японии поддержанные машины начали стоить дороже новых

16:00
Пыльные бури, деградация почв, сокращение водных ресурсов: путь Узбекистана в борьбе с изменением климата

Пыльные бури, деградация почв, сокращение водных ресурсов: путь Узбекистана в борьбе с изменением климата

12:10
Шах и мат: как команда шахматистов из Узбекистана впервые одержала победу на Всемирной шахматной олимпиаде

Шах и мат: как команда шахматистов из Узбекистана впервые одержала победу на Всемирной шахматной олимпиаде

20:12
«Конституция гарантирует, государство обеспечивает, суд защищает»: все о реализации прав и свобод граждан

«Конституция гарантирует, государство обеспечивает, суд защищает»: все о реализации прав и свобод граждан

17:56
Развитие ИКТ — залог сокращения безработицы: о положительных эффектах и тенденциях в IT-сфере

Развитие ИКТ — залог сокращения безработицы: о положительных эффектах и тенденциях в IT-сфере

14:10