18:29 | 25.6.22

Развитие системы государственного социального обслуживания и социальных услуг

Доктор философии по социологическим наукам Виктория Алексеева рассуждает о приоритетном направлении государственной политики нового Узбекистана - усилении социальной защиты граждан.

Развитие системы государственного социального обслуживания и социальных услуг

Вопросы социальной защиты в современных условиях представляются стратегически важной задачей каждого государства. Узбекистан не является исключением, поскольку ежегодные отчисления из бюджета на социальную сферу составляет порядка 60%. Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определено приоритетное направление государственной политики — усиление социальной защиты граждан.

В условиях усложнения социальных, экономических процессов в государстве актуализируется и роль социальной защиты населения, одним из компонентов которой является социальное обеспечение. Одной из форм социального обслуживания является деятельность по предоставлению социальных услуг, которая направлена на улучшение условий жизни человека. В частности, это касается тех людей, которым эта помощь особенно нужна.

Социальное обслуживание – это нормативно закрепленные схемы социального обеспечения, организованные различными способами услуги, направленные на минимизацию социальных рисков, которым могут быть подвержены абсолютно все люди. К примеру, к этим рискам можно отнести риски, связанные с утратой здоровья, старением, несчастными случаями, безработицей и др. Иными словами, социальные услуги в данном случае призваны помогать социальное включение уязвимого человека в жизнь общества и обеспечивающим им достойный уровень и качество жизни.


Защита гражданина

Законодательство Узбекистана предусматривает защиту каждого гражданина по устранению рисков, связанных с возрастом, инвалидностью, безработицей, производственными травмами, а также семейные пособия и пособия по потере кормильца. Система включает: системы социального страхования (пенсии по возрасту из взносов работника и работодателя, по безработице, инвалидности и потере кормильца); схемы ответственности работодателя (производственные травмы, пособия по беременности и родам и пособия по временной нетрудоспособности по состоянию здоровья); системы социальной помощи (пособие по безработице, пособие для малообеспеченных семей и пособие на ребенка; пособие по возрасту, не предусматривающее взносов, пособия по инвалидности и потере кормильца); активную политику на рынке труда; социальные службы.


Читайте также: «Гендерное насилие не знает ни географических, ни социальных границ»: о защите прав женщин в Узбекистане и повышение их социального статуса


Интересы человека в данном контексте представляют собой ключевой аспект, так как все усилия государства направлены на обеспечение равных возможностей в достижении благосостояния. Социальное обеспечение – это составная часть внутренней политики государства, которые находят свое отражение в социальных программах. Социальные услуги включают в себя ряд мер, направленных в первую очередь на оценку потребностей уязвимых групп, и далее на решение проблем этих групп. Примером социальных услуг можно привести услуги по реабилитации, службы помощи на дому, патронат, опекунство, центры дневного ухода за людьми с инвалидностью, одинокими престарелыми людьми и другие услуги. Спектр социальных услуг может быть достаточно широким.

В нашей стране законодательно закреплено право каждого гражданина на социальную защиту и рассматривается как одно из основных прав человека. Статья 39 гласит: «Каждый имеет право на социальную защиту по возрасту, инвалидности и потере кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством». В этой же статье также говорится, что «пенсии, пособия, другие виды социальных выплат не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума». Кроме того ряд законов и постановлений также включают в себя описание прав на социальное обеспечение и социальные услуги — Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан», Постановление КабМинистров «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» Закон «О социальном партнерстве», Закон «О гарантиях прав ребенка», Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Узбекистана «О социальной защищенности инвалидов в Узбекистане», Закон «О занятости населения». Кроме того, Узбекистан присоединился к ряду международных документах в данной сфере — Конвенция о правах ребенка, КонвенцииМОТ и другие документы.

Закон Узбекистана «О социальных услугах для престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения» закрепляет право на социальное обеспечение в старости в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях. Пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума.


Читайте также: «Высокий уровень жизни для всех — цель гуманистического общества»: о повышении качества жизни людей с инвалидностью 


Кого мы называем социально уязвимыми категориями?

В этом же законе к группам социальной уязвимости относятся одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе лица с инвалидностью I и II групп, дети с инвалидностью недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане, лица, имеющие социально значимые заболевания, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей  (ст.6 Закона).

При этом, данный перечень социально уязвимых граждан существенно шире и включает в себя категории людей, столкнувшихся с насилием, раздельным проживанием супругов, ограниченными физическими и умственными возможностями, преклонным возрастом, жертвы торговли людьми, семьи и дети мигрантов и другие категории. Данные категории также нуждаются в получении социальных услуг, поскольку самостоятельно не могут выбраться из сложных жизненных ситуаций. Говоря о трудных жизненных ситуациях,следует обратить внимание на потребность уязвимых групп в социальной поддержке, а также помощи профессиональных социальных работников, которые призваны обеспечить четкое обеспечение теми или иными услугами нуждающихся.  

Как мы видим, сложность ситуаций, которые не позволяют людям жить полноценной жизнью, должны быть также охвачены в законодательстве. Общеизвестно, что в настоящее время, когда у нас есть возможность внести свои предложения по изменению и дополнению Конституции, целесообразно обратить внимание на социальное обеспечение, а также порядок оказания социальных услуг. Конституция должна содержать норму о создании необходимых условий для развития системы государственного социального обслуживания и развития социальных услуг нуждающимся гражданам, которые будут включать в себя комплексные меры по правовой, экономической, психологической, образовательной, медицинской, реабилитационной I помощи каждому гражданину.

Россия поторопила Узбекистан со строительством атомной электростанции

Россия поторопила Узбекистан со строительством атомной электростанции

20:01
«Трудные времена»: Узбекистан предложил усовершенствовать ОБСЕ и призвал организацию к решению проблем

«Трудные времена»: Узбекистан предложил усовершенствовать ОБСЕ и призвал организацию к решению проблем

12:19
Доверие и сотрудничество: эксперт рассказала о результатах решения приграничного вопроса с Кыргызстаном

Доверие и сотрудничество: эксперт рассказала о результатах решения приграничного вопроса с Кыргызстаном

18:38
«Затронет многие семьи»: Жителям Центральной Азии грозит нищета из-за войны на Украине

«Затронет многие семьи»: Жителям Центральной Азии грозит нищета из-за войны на Украине

16:30
Узбекистан и Евросоюз договорились усилить экономическую дипломатию

Узбекистан и Евросоюз договорились усилить экономическую дипломатию

11:28
Путин и Мирзиёев обсудили подготовку к конференции в Самарканде

Путин и Мирзиёев обсудили подготовку к конференции в Самарканде

21:01