Однополярная структура мира и глобализация уходят в прошлое
Узбекистан имеет уникальную возможность заложить новые глобальные ландшафты в рамках ОТГ.
11 ноября Самарканд примет первый саммит Организации тюркских государств, в которую входят Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, а Венгрия и Туркменистан имеют статус наблюдателей. Доцент Университета мировой экономики и дипломатии Рустам Махмудов рассказал о роли Ташкента в организации.
По мнению эксперта, то, что первый саммит пройдет именно в Самарканде, не является случайностью.
Значимость вступления Узбекистана для организации обуславливалась перечнем факторов. С точки зрения демографии Узбекистан является второй по количеству населения после Турции, 36 млн против 83,3 млн.
По размеру ВВП Узбекистан образует ведущую экономическую тройку стран организации вместе с Турцией и Казахстаном. Ташкент оказывает системное влияние на все ключевые геополитические процессы в Центральной Евразии.
По словам специалиста, при оценке развития и прогнозирования ситуации на обширных пространствах Центральной Азии, Южного Кавказа и Малой Азии уже невозможно не учитывать фактор сотрудничества тюркских стран, что вносит дополнительные элементы во все более усложняющуюся геополитическую, геоэкономическую, ценностную и культурную картину региона.
Укрепление тюркского измерения в регионе происходит одновременно с процессами поиска новых смыслов и стимулов для развития другими организациями, такими как ШОС, СНГ, Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, процессы укрепления взаимосвязанности Центральной и Южной Азией, форматы «ЦА +» с США, Евросоюзом, Россией и Китаем.
Рустам Махмудов заявил, что однополярная структура мира и порождаемые ею системы институтов глобализации, гарантировавшие ранее стабильность и максимизацию богатства, постепенно уходят в прошлое. О необходимости формирования новых институциональных систем говорят уже довольно давно, в том числе и в самих США, как идеологическом, финансово-экономическом и технологическом центре глобализации.
Эксперт привёл слова госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая рассказала в 2012 году в Сингапурском университете менеджмента про концепцию «Нового Шелкового пути».
Также Рустам Махмудов отметил решения президента США Дональда Трампа, суть внешней политики которого можно охарактеризовать как попытку смены прежних правил глобальной торгово-экономической и технологической игры.
Облик будущего глобального ландшафта будет формироваться в более сложных комбинациях усилий развитых и развивающихся стран. И они уже формируются, на что указывает политика Узбекистана и Турции, которые демонстрируют яркую проактивную позицию в выстраивании новых многосторонних форматов в комбинации с развитыми и развивающимися странами, не ожидая принятия новых правил игры крупнейшими геополитическими акторами
Ведущие страны Организации тюркских государств, включая Узбекистан, во многом демонстрируют именно подобную логику в своей внешней политике, что дает основание говорить о минимизации вероятности вхождения ОТГ в противоречие с другими организациями и форматами, в которых состоят тюркские государства.
ОТГ может поднять эффективность других многосторонних форматов с участием тюркских стран, так как создает еще один источник экономического и научно-технологического роста в Центральной Азии и Южном Кавказе.
По мнению эксперта, то, что первый саммит пройдет именно в Самарканде, не является случайностью.
Нужно отметить, что одним из поворотных моментов в деятельности этой организации стало именно вступление Узбекистана в 2019 году в тогда еще Тюркских совет, позже трансформировавшийся в ОТГ, — Рустам Махмудов.
Узбекистан в ОТГ
Значимость вступления Узбекистана для организации обуславливалась перечнем факторов. С точки зрения демографии Узбекистан является второй по количеству населения после Турции, 36 млн против 83,3 млн.
По размеру ВВП Узбекистан образует ведущую экономическую тройку стран организации вместе с Турцией и Казахстаном. Ташкент оказывает системное влияние на все ключевые геополитические процессы в Центральной Евразии.
Страна выступает мощным культурным центром современной мировой тюркской цивилизации благодаря наличию высокой образовательной и научной базы. Политика открытости в последние годы делает Узбекистан центром регионального притяжения и одновременно генератором креативных идей, имеющих стратегическую значимость для не только для Центральной Азии, но для других сопредельных пространств. Новый курс Узбекистана привел к запуску процессов реконсолидации региона, в котором большинство населения составляют представители тюркских народов, — Рустам Махмудов.
По словам специалиста, при оценке развития и прогнозирования ситуации на обширных пространствах Центральной Азии, Южного Кавказа и Малой Азии уже невозможно не учитывать фактор сотрудничества тюркских стран, что вносит дополнительные элементы во все более усложняющуюся геополитическую, геоэкономическую, ценностную и культурную картину региона.
Укрепление тюркского измерения в регионе происходит одновременно с процессами поиска новых смыслов и стимулов для развития другими организациями, такими как ШОС, СНГ, Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, процессы укрепления взаимосвязанности Центральной и Южной Азией, форматы «ЦА +» с США, Евросоюзом, Россией и Китаем.
Смена эпохи
Рустам Махмудов заявил, что однополярная структура мира и порождаемые ею системы институтов глобализации, гарантировавшие ранее стабильность и максимизацию богатства, постепенно уходят в прошлое. О необходимости формирования новых институциональных систем говорят уже довольно давно, в том числе и в самих США, как идеологическом, финансово-экономическом и технологическом центре глобализации.
Эксперт привёл слова госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая рассказала в 2012 году в Сингапурском университете менеджмента про концепцию «Нового Шелкового пути».
Мы должны следовать примеру поколения, которое после Второй мировой выстроило современный мировой порядок и создало институты и соглашения, укрепившие беспрецедентную безопасность и процветание. Мы должны идти тем же путем, заглядывая еще дальше и работая еще более напряженно над тем, чтобы выработать договоренности, которые обеспечат нам безопасность и процветание на следующие 100 лет, — Хиллари Клинтон.
Также Рустам Махмудов отметил решения президента США Дональда Трампа, суть внешней политики которого можно охарактеризовать как попытку смены прежних правил глобальной торгово-экономической и технологической игры.
Наблюдаемый рост числа конфликтов и точек напряженности в мировой политике, экономике и идеологии, можно интерпретировать не только как индикатор исчерпания прежних институтов, но и как попытки выстроить новые глобальные правила и балансы отношений финансово-экономических и технологических сил.
При этом проблема состоит в том, что в значительных сегментах развивающегося мира на этот процесс смотрят с традиционной для XIX и XX веков точки зрения. Ее суть состоит в ожидании, что новые институты, как и прежде, будут эксклюзивно формироваться ведущими мировыми державами. Однако, подобная точка зрения не отвечает реалиям современного мира, — Рустам Махмудов.
Новые
правила игры
Облик будущего глобального ландшафта будет формироваться в более сложных комбинациях усилий развитых и развивающихся стран. И они уже формируются, на что указывает политика Узбекистана и Турции, которые демонстрируют яркую проактивную позицию в выстраивании новых многосторонних форматов в комбинации с развитыми и развивающимися странами, не ожидая принятия новых правил игры крупнейшими геополитическими акторами
Если в прежних биполярных и однополярных моделях мира многосторонние отношения выстраивались по схеме «центр — периферия», когда в центре были великие державы, а другие страны концентрировались вокруг них, то в настоящее время возникает пространство множественных центров и ситуативных лидеров в лице стран и организаций. Все они формируют разветвленные связи, отношения и форматы сотрудничества, — Рустам Махмудов.
Ведущие страны Организации тюркских государств, включая Узбекистан, во многом демонстрируют именно подобную логику в своей внешней политике, что дает основание говорить о минимизации вероятности вхождения ОТГ в противоречие с другими организациями и форматами, в которых состоят тюркские государства.
ОТГ может поднять эффективность других многосторонних форматов с участием тюркских стран, так как создает еще один источник экономического и научно-технологического роста в Центральной Азии и Южном Кавказе.
Организация тюркских государств должна стать многообещающим механизмом выстраивания новых региональных и глобальных ландшафтов с их новыми институтами и новым пониманием природы взаимоотношений между странами в целях стимулирования роста взаимного благосостояния, укрепления мира и стабильности. Важно то, что Узбекистан, как председатель ОТГ в период 2022-2023 годы., имеет уникальную возможность заложить долгосрочный стратегический фундамент развития этой организации, опираясь на свой ценный опыт последних лет в формировании продуктивных отношений нового типа, как по линии межгосударственных связей, так и сотрудничества между организациями и регионами, — Рустам Махмудов.