В Париже покажут экспонаты музея Савицкого
Коллекции изобразительного и прикладного искусства представят в Институте арабского мира.
22 ноября в Институте арабского мира в Париже откроют выставку уникальных произведений народно-прикладного искусства Узбекистана, созданных в период с середины XIX — начала XX века.
Основу выставки составят экспонаты из нукусского Государственного музея искусств имени Игоря Савицкого. Среди них произведения традиционного декоративно-прикладного искусства каракалпакского народа и живописные произведения художников, входящих в золотой фонд туркестанского авангарда.
Подбор экспонатов для выставки осуществляйся совместно сотрудниками музея и французскими коллегами.
На выставке представят тобелик — традиционный головной убор каракалпакской женщины в XVII-XVIII веках. Тобелик имеет цилиндрическую форму, собранную из серебряных пластин с вставками из кораллов и бирюзы. Считается, что он служил дополнительным украшением, своеобразной короной, которая надевалась на саукеле — свадебный головной убор.
[caption id="attachment_59691" align="alignnone" width="940"] Фото: Тобелик[/caption]
Также представят кимешеки — женский национальный головной убор. Кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остаётся открытым. Он отдаленно напоминает капюшон. Замужние женщины носили кимешеки определённых цветов, тем самым подчёркивая свой статус.
Кроме того, посетители смогут посмотреть на аребеки — небольшие носовые кольца. Они делались из золота и украшались спиралевидными завитками, мелкими бирюзовыми и коралловыми бусинами. Аребеки носили в правом крыле носа молодые каракалпакские женщины, и больше на территории Узбекистана эти украшения нигде не встречаются. Если провести параллели, то их можно признать аналогом современного пирсинга.
[caption id="attachment_59692" align="alignnone" width="931"] Фото: Аребек[/caption]
Среди отобранных картин присутствуют полотна Урала Тансыкбаев, Виктора Уфимцева, Надежды Кашиной. Есть картины Александра Волкова, Алексея Исупова. Несмотря на неповторимую манеру письма каждого из них, все картины вдохновлены и объединены одной тематикой — Востоком и его колоритом.
На картине Николая Карахана «Чайхана у хауза под карагачами», зритель сразу же может понять, как одевались и как отдыхали люди того времени, их быт, окружающую природу.
[caption id="attachment_59693" align="alignnone" width="940"] Фото: Картина «Чайхана у хауза под карагачами»[/caption]
Картина «Восточный мотив» Виктора Уфимцева, уроженца Сибири, представляет собой свободную модернистскую стилизацию мусульманской миниатюры, на которой воспроизведена классическая пиршественная сцена. На картине изображены две отдыхающие женщины, к которым движется мужчина с сосудом.
[caption id="attachment_59694" align="alignnone" width="940"] Фото: Картина «Восточный мотив»[/caption]
Вся коллекция музея имени Савицкого призвана раскрыть всё разнообразие, самобытность и очарование восточной культуры и Узбекистана в частности. Символично, что выставку представят в Институте арабского мира в Париже. Это ещё раз доказывает, что Запад и Восток могут прекрасно сосуществовать и обогащать друг друга.
[caption id="attachment_59695" align="alignnone" width="940"] Фото: Картина «У Шир-Дора», Надежда Кашина[/caption]
Основу выставки составят экспонаты из нукусского Государственного музея искусств имени Игоря Савицкого. Среди них произведения традиционного декоративно-прикладного искусства каракалпакского народа и живописные произведения художников, входящих в золотой фонд туркестанского авангарда.
Подбор экспонатов для выставки осуществляйся совместно сотрудниками музея и французскими коллегами.
На выставке представят тобелик — традиционный головной убор каракалпакской женщины в XVII-XVIII веках. Тобелик имеет цилиндрическую форму, собранную из серебряных пластин с вставками из кораллов и бирюзы. Считается, что он служил дополнительным украшением, своеобразной короной, которая надевалась на саукеле — свадебный головной убор.
[caption id="attachment_59691" align="alignnone" width="940"] Фото: Тобелик[/caption]
Также представят кимешеки — женский национальный головной убор. Кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остаётся открытым. Он отдаленно напоминает капюшон. Замужние женщины носили кимешеки определённых цветов, тем самым подчёркивая свой статус.
Кроме того, посетители смогут посмотреть на аребеки — небольшие носовые кольца. Они делались из золота и украшались спиралевидными завитками, мелкими бирюзовыми и коралловыми бусинами. Аребеки носили в правом крыле носа молодые каракалпакские женщины, и больше на территории Узбекистана эти украшения нигде не встречаются. Если провести параллели, то их можно признать аналогом современного пирсинга.
[caption id="attachment_59692" align="alignnone" width="931"] Фото: Аребек[/caption]
Среди отобранных картин присутствуют полотна Урала Тансыкбаев, Виктора Уфимцева, Надежды Кашиной. Есть картины Александра Волкова, Алексея Исупова. Несмотря на неповторимую манеру письма каждого из них, все картины вдохновлены и объединены одной тематикой — Востоком и его колоритом.
На картине Николая Карахана «Чайхана у хауза под карагачами», зритель сразу же может понять, как одевались и как отдыхали люди того времени, их быт, окружающую природу.
[caption id="attachment_59693" align="alignnone" width="940"] Фото: Картина «Чайхана у хауза под карагачами»[/caption]
Картина «Восточный мотив» Виктора Уфимцева, уроженца Сибири, представляет собой свободную модернистскую стилизацию мусульманской миниатюры, на которой воспроизведена классическая пиршественная сцена. На картине изображены две отдыхающие женщины, к которым движется мужчина с сосудом.
[caption id="attachment_59694" align="alignnone" width="940"] Фото: Картина «Восточный мотив»[/caption]
Вся коллекция музея имени Савицкого призвана раскрыть всё разнообразие, самобытность и очарование восточной культуры и Узбекистана в частности. Символично, что выставку представят в Институте арабского мира в Париже. Это ещё раз доказывает, что Запад и Восток могут прекрасно сосуществовать и обогащать друг друга.
[caption id="attachment_59695" align="alignnone" width="940"] Фото: Картина «У Шир-Дора», Надежда Кашина[/caption]