Россия поторопила Узбекистан со строительством атомной электростанции
Взгляд.uz разбирает, как электростанция повлияет на экологию, куда республика планирует девать радиоактивные отходы, почему Узбекистан медлит со строительством АЭС, а Казахстан спешит.
Российская сторона считает важным укреплять взаимодействие в атомной энергетике с Узбекистаном.
Крупным проектом станет совместное сооружение атомной электростанции по российскому дизайну. Необходимо ускорить выполнение всех достигнутых договоренностей, — Михаил Мишустин.
Михаил Мишустин и Абдулла Арипов подробно обсудили перспективы сотрудничества в энергосфере — одной из самых перспективных областей взаимодействия.
В Узбекистане работают крупнейшие российские компании, успешно реализуются нефтегазовые, энергетические проекты. Общий объем российских инвестиций в энергетической сфере составляет 12 млрд долларов, — Михаил Мишустин.
История
узбекской АЭС
В сентябре 2018 года Россия и Узбекистан заключили соглашение о строительстве в республике АЭС из двух ядерных реакторов ВВЭП-1200 поколения "3+".
Проект российских ученых этого ядерного реактора в настоящее время признан мировым атомным сообществом наиболее безопасным. Макет будущей электростанции подготовили по образу существующей Нововоронежской АЭС-2.
В октябре 2018 года Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев дали старт атомному проекту, стоимость которого составит 11 млрд долларов, на что Российская Федерация выделит государственный кредит.
Власти Узбекистана разработали концепцию развития атомной энергетики на 2019-2029 годы, по которой мощность АЭС должна составить 2,4 ГВт, первый энергоблок планировали запустить в 2028 году, а полностью ввести станцию в эксплуатацию к 2030 году.
Финансировать проект Ташкент планировал из госбюджета Узбекистана и всё того же госкредита от России. По оценкам экспертов, проект должен сократить весомый дефицит электроэнергии в Узбекистане. Предполагалось, что строительство атомной электростанции начнётся в 2022 году близ озера Тузкан и подойдет к концу через шесть лет.
Планам сбыться не удалось, на конец года строительство всё ещё не началось.
Российская решительность
В декабре 2021 года посол России в Узбекистане Олег Мальгинов заявил, что атомная электростанция в республике окупится при любой стоимости.
Дипломат отметил, главное, чтобы станция удовлетворяла потребности Узбекистана.
Этот проект будет двигаться спокойно. Мы исходим из того, что процесс будет решаться конструктивно и в интересах всех государств Центральной Азии, — Олег Мальгинов.
По словам посла, проект строительства АЭС реализуются на уровне экспертов, а также обсуждается вопрос, какой тип реакторов выберут для будущей станции.
Некоторые страны с «ревностью» относятся к этой работе — в частности, из-за того, что власти Узбекистана выбрали российского партнера, — Олег Мальгинов.
Казахское стремление
В феврале 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости строительства атомной электростанции в стране. По словам Токаева, без чистой атомной энергии страна потеряет всю экономику и региональное лидерство.
Нам позарез нужна электроэнергия, причем атомная, чистая электроэнергия, — Касым-Жомарт Токаев.
Президент отметил, что страна столкнулась с регулярными перебоями в работе системы энергоснабжения. При этом Токаев выразил недопонимание, почему ответственные лица дипломатично уходят от ответов на вопросы о строительстве атомной станции.
Проблемы энергетической безопасности нужно срочно решать, необходимо профессионально разъяснять казахстанцам значение атомной энергетики, — Касым-Жомарт Токаев.
Узбекские сомнения
Надо понимать, что объект достаточно серьезный и подготовительные работы должны быть на достаточно высоком серьезном уровне и в достаточно большом объеме. На сегодняшний день эти работы практически на стадии завершения, — Касым Тахтахунов.
При рассмотрении проекта учитывали специфические условия Узбекистана, в котором преобладает засушливый резко-континентальный климат. В ближайшие 30-50 лет страна рискует столкнуться с дефицитом водных ресурсов, которые необходимы для функционирования АЭС в большом объеме.
Атомная энергетика, как любая тепловая, потребляет большое количество воды для охлаждения конденсаторов паровых турбин, поэтому вопросы турбинного зала надо было адаптировать к местным условиям, это было сделано, — Касым Тахтахунов.
При всей "заряженности" агентства к реализации проекта, процесс затормозило Министерство энергетики.
Замминистра Шерзод Ходжаев заявил, что Узбекистан всё ещё не определился, целесообразно ли строить АЭС и нужна ли она вовсе. Тогда чиновник рассуждал с экономической стороны вопроса.
С одной стороны, проект очень интересен тем, что он снижает зависимость от ископаемого топлива. В отличие от солнечной и ветровой генерации дает достаточно высокие гарантии по стабильной выработке электроэнергии. С другой стороны, экономически этот проект очень сильно проигрывает другим видам генерации, — Шерзод Ходжаев.
Представитель Минэнерго сообщил, что в настоящее время Узбекистан обсуждает с российской корпорацией «Росатом» вопрос снижения затрат на строительство АЭС.
Во сколько нам обойдется энергия, которая произведена на этой АЭС? Будет ли она конкурентной по сравнению с другими источниками? Если нет, то вывод очевиден. Если да, то это то, что мы должны реализовывать, — Шерзод Ходжаев.
Читайте также: Узбекистану придется учиться экономить газ и электричество. Вопрос сбережения энергоресурсов становится актуальнее с каждым годом.
В ноябре 2021 года глава МИД Абдулазиз Камилов прокомментировал возведение АЭС.
Прежде всего, мы исходим из того, что это чисто экономический проект. Здесь никаких политических предубеждений, их не может быть. Почему мы это подчеркиваем? Потому что вокруг проекта в различных СМИ были разные спекуляции, —Абдулазиз Камилов.
Глава МИД подчеркнул, что проект вне всякой политики и носит чисто экономический характер.
Нужно четкое экономическое обоснование, а экономическая целесообразность проекта должна быть доказана. Это особенно актуально на фоне динамичного развития в Узбекистане альтернативных источников энергии. Наша страна, например, имеет пакет предложений, причем прямых инвестиций, по развитию солнечной энергетики, гидроэнергетики, ветряной и других, — Абдулазиз Камилов.
Экологический вопрос
АЭС в Узбекистане планируют возвести около озера Тузкан. При этом создание промышленных объектов на водно-болотных угодьях не всегда считается неприемлемым.
Существует Рамсарский список – основной инструмент конвенции, который позволяет обращать внимание на важность водоемов для биоразнообразия.
Использование озера Тузкан для АЭС не противоречит Рамсарской конвенции. Есть директива, направленная на взаимосвязь промышленности и сохранения водно-болотных угодий.
На озере Тузкан провели в 2019-2021 годах инженерно-экологические изыскания, в ходе которых выяснилось, что расположение АЭС не повлияет на биоразнообразие.
В том числе не повлияет даже повышение температуры воды на 3,5 градуса, так как территория Узбекистана находится в зоне резко-континентального климата и такие перепады температур являются закономерными.
В Узбекистане имеется 3 Рамсарских угодья — Айдар-Арнасайская система озер, озеро Денгизкуль и водохранилища Тудакуль и Куюмазар, обозначенные как водно-болотные угодья международного значения. Их общая площадь составляет 590 тысяч гектаров, которые нуждаются в постоянной охране и мониторинге биоразнообразия.
Наши водоемы иногда замерзают, но природные катаклизмы влияют на наши водоемы больше, нежели промышленность. Риск высыхания в Узбекистане есть и нужно регулировать расходы воды, — эксперт по биоразнообразию Узбекистана Максим Митропольский.
Радиоактивные отходы
14 декабря 2022 года представители Комитета промышленной безопасности прокомментировали, где будут хранить радиоактивные отходы, образующиеся на планируемой АЭС в Джизаке.
Предполагается, что отработанное топливо будут хранить на складах, построенных с соблюдением требований безопасности.
Это не будут высокоактивные отходы, поэтому они вряд ли нанесут вред окружающей среде и населению. В целом, используемый уран будет разлагаться 4 миллиарда лет, — начальник управления комитета Сардорбек Якубеков.
Начальник управления радиационной и ядерной безопасности Ибрагим Ташкентбаев сказал, что место размещения этого типа отходов все еще разрабатывается.
Также рассматривается вариант, при котором ядерные отходы будут отправлять в страну, у которой есть специальные технологии для работы с ними. Самым вероятным таким партнёром может стать Россия.
Согласно мировому опыту, страны, планирующие строительство АЭС, по соглашению могут вернуть отходы. Мы знаем, что есть такие договоренности между Россией и другими станциями. Россия пытается отправить такие отходы в замкнутый цикл, — Ибрагим Ташкентбаев.
[caption id="attachment_60549" align="alignnone" width="1200"] Фото: Обесточенный Ташкент[/caption]
Читайте также: Евросоюз запустил проект для помощи энергосистемам Центральной Азии. Руководитель группы экспертов проекта прокомментировал Взгляд.uz состояние энергосферы в Узбекистане.