В рамках встречи в формате открытого диалога были заслушаны доклады о работе, проделанной в сфере туризма в 2024 году, а также о достигнутых результатах и приоритетных задачах на 2025 год. Также были представлены предложения по решению проблем, с которыми сталкиваются туроператоры при привлечении иностранных туристов в нашу страну и организации туристических поездок.
Участники мероприятия отметили, что в 2024 году была проведена комплексная работа по выполнению поручений, данных главой государства по дальнейшему развитию сферы туризма.
В 2024 году страну посетили 10,2 миллиона иностранных туристов с туристическими и другими целями, а экспорт туристических услуг, оказанных им, составил 3,5 миллиарда долларов США. Эти показатели выросли в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом.
Число туристов из стран ближнего зарубежья увеличилось в 1,6 раза, из других стран СНГ — на 23,7%, из дальнего зарубежья — в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом.
В рамках программы «Путешествуйте по Узбекистану!» было совершено 22,7 миллиона посещений жителями регионов. Также была организована социальная помощь в виде поездок для около 18,1 тысячи людей с ограниченными возможностями и 6,3 миллиона молодых людей.
В сфере туризма и смежных отраслях было создано около 51 тысячи новых рабочих мест.
В регионах было открыто 124 новых гостиницы (количество новых мест — 6,4 тысячи) и 239 хостелов (количество новых мест — 7,6 тысячи), в результате чего общее количество объектов размещения превысило 6,1 тысячи, а количество мест в них — более 161 тысячи.
Также было организовано 352 семейных гостевых дома (количество новых мест — 3,2 тысячи), общее число которых достигло 3 752, а количество мест в них — 33,5 тысячи.
В результате создания 866 новых туристических организаций и туроператоров для обслуживания туристов, их общее количество достигло 3 686. По всей республике работает 3 200 гидов-экскурсоводов, а в текущем году было подготовлено 700 новых специалистов.
С целью продвижения туристического потенциала Узбекистана были заключены контракты с международными медиакорпорациями, такими как World Media Group, Blue Sky, Sky One, Wanderlust, Euronews, BBC, National Geographic, CNN, Travel Tomorrow, Warner Bros. Discovery, Saga Travel Group, а также с онлайн-платформами Ctrip.com, Holiday Factory, Voyage Prive. Эти сотрудничества способствовали продвижению имиджа нашей страны на международной арене.
В 2024 году национальный туристический стенд Узбекистана был представлен на 22 международных ярмарках, которые прошли в 19 ведущих странах мира.
В 12 зарубежных странах были проведены мероприятия Road show, культурные и презентационные мероприятия.
Также были назначены послы и представители туристического бренда Узбекистана в Японии, Германии, Китае и США.
В период с 21 по 23 ноября 2024 года в Ташкенте состоялось масштабное мероприятие, посвящённое развитию туризма в Узбекистане и Центральноазиатском регионе.
В рамках ярмарки «Туризм на Шелковом пути» было представлено множество возможностей для знакомства с туристическим потенциалом Узбекистана. Мероприятие посетили более 20 тысяч человек, которые смогли оценить перспективы новых направлений в 14 регионах страны.
Кроме того, в рамках ярмарки прошли встречи В2В, на которых было проведено более 20 тысяч переговоров и подписано более 8 тысяч соглашений.
В 2024 году было реализовано 591 проект, что привело к созданию 19 428 новых рабочих мест. В Ташкенте открылись отели под брендами Azimut, Bentley, Bill Wyndham & Co. В городе Термез начал работу 4-звёздочный отель «Hilton Garden Inn Termez Airitom». В Навоий открылся отель «Dedeman Hotel». В туристическом центре Самарканда появились отели под брендами «Hilton Samarkand Regency», «Hilton Garden Inn Samarkand Sogd» и «Intercontinental».
25–26 апреля прошлого года состоялся Международный форум «Шахрисабз – туристическая столица Организации экономического сотрудничества». А с 31 мая по 2 июня в Хиве прошла XII встреча министров туризма государств-членов Организации исламского сотрудничества под лозунгом «Хива – туристическая столица исламского мира 2024 года». Мероприятия прошли на высоком уровне.
В 2024 году в местных СМИ было опубликовано около 3,4 тысяч материалов о происходящих изменениях и реформах в сфере туризма. Также было опубликовано более 1000 материалов в иностранных изданиях в сотрудничестве с зарубежными СМИ.
В течение года было организовано 26 инфо- и пресс-туров по Узбекистану для более 100 представителей зарубежных СМИ, блогеров и инфлюенсеров из более чем 20 стран.
Кроме того, Комитет по туризму разработал 22 нормативно-правовых документа, включая 3 указа Президента, 8 постановлений Президента и 11 постановлений Кабинета Министров, которые были официально утверждены в установленном порядке.
Всемирная туристская организация признала Узбекистан вторым лучшим направлением в мире по доходам от туристических услуг (экспорту).
Согласно исследованию «Индекс развития туризма и путешествий», проведённому Всемирным экономическим форумом, Узбекистан был признан самым активным государством мира в области развития туризма в 2024 году. Это признание свидетельствует о росте внимания к привлечению международных туристов и развитию устойчивого туризма в стране.
Кроме того, на церемонии в Лондоне Узбекистан стал победителем в категории «Лучшее развивающееся направление» престижной премии «Wanderlust Reader Travel Awards 2024».
По результатам конкурса национальной туристической премии, проведённого российским журналом «Russian Traveler», Узбекистан был признан «Лучшим туристическим направлением среди стран СНГ» в 2024 году.
Анализ экспертов из России показал, что по количеству забронированных авиабилетов для новогодних путешествий Узбекистан обогнал Турцию, став вторым по популярности направлением. При этом спрос на авиабилеты увеличился на 126% по сравнению с 2023 годом.
Кроме того, на форуме «Global Travel», который прошёл в Абу-Даби (ОАЭ), Комитет по туризму был признан победителем в номинациях «Лучший партнёр» и «Лучшее туристическое направление».
В 2025 году будут поставлены следующие приоритетные задачи:
увеличить количество гостиниц и мест размещения до 6600;
расширить сеть туроператоров и турагентов до 3800;
представить туристическую привлекательность Узбекистана на 20 международных выставках и ярмарках за рубежом;
обучить 400 новых гидов-переводчиков и организовать их работу в соответствии с установленными стандартами для повышения качества туристических услуг;
реализовать 20 инвестиционных проектов в сфере туризма в регионах страны;
разработать мастер-планы для 36 районов и городов с высоким потенциалом туризма;
организовать путешествия для более чем 10 тысяч людей с ограниченными возможностями;
присвоить статус «Туристической деревни» и «Туристической махалли» двум махаллям и четырём сельским районам для обеспечения устойчивости туризма;
запустить «Единую национальную туристическую платформу» для цифровизации туризма и интеграции туристических услуг;
усилить продвижение туризма в Западной Европе, Азии, Персидском заливе и на американском континенте, а также увеличить среднее время пребывания туристов в стране до 10–12 дней;
создать 4 туристических кластера в Бухаре, Каракалпакстане, Кашкадарье и Намангане, а также 1 туристическую рекреационную зону в Ферганской области;
открыть 2 исторических маршрута в Бостанлыке и Шахрисабзе.
В результате реализации этих мер ожидается:
привлечение 11 миллионов иностранных туристов и увеличение экспорта туристических услуг до 3,8 миллиарда долларов;
организация 22,5 миллиона визитов внутренних туристов и создание 15 тысяч новых рабочих мест.