СМИ со ссылкой на платформу Argus сообщило, что за первое полугодие объем железнодорожных поставок нефти из Казахстана в Узбекистан составил 23,9 тыс. тонн. Это минимум за всю историю наблюдений.
Государственный таможенный комитет Узбекистана, в свою очередь, привел иные цифры: структура уведомила об импорте из Казахстана 36,4 тыс. тонн нефти. Это в три раза меньше, чем за аналогичный период 2022 года.
«В текущем году на этом направлении увеличились комбинированные поставки недорогой российской нефти, что снизило привлекательность импорта из Казахстана», — привели в издании слова анонимного трейдера.
В I квартале 2023 года компания «Газпром нефть» нарастила транзит российской нефти через Казахстан в Узбекистан почти в четыре раза, показатель достиг 37,9 тыс. тонн. Поставки в основном идут по трубопроводам.
В «Ведомостях» отметили, что рост отгрузки сырья из России произошел после того, как нефть из Казахстана стала торговаться с премией к Urals.
После начала вооруженного конфликта в Украине и ввода западных санкций в отношении России, казахстанские компании попытались дистанцироваться от российского сырья. Добываемая в стране нефть, идущая на экспорт, была переименована в Kebco. В ее отношении возникла премия к Urals.
Издание обсудило ситуацию с замглавы экономического департамента Института энергетики и финансов Сергеем Кондратьевым. По его словам, важным поставщиком нефти и нефтепродуктов для Ташкента является Туркменистан. Однако «есть нарекания к качеству», что может позволить поставщикам из России нарастить присутствие на узбекском рынке.
Аналитик выразил мнение, что транзитные поставки российской нефти в Узбекистан в 2023 году не достигнут плановой отметки в 180 тыс. тонн. В 2024 году ситуация будет зависеть от динамики на внешних рынках.