Реализация «регуляторной гильотины»
Впервые метод стал использоваться в Швеции в 1803 году. Это привело к осуществлению контрольно-надзорной деятельности, в результате которой сократились экономически неэффективные, нецелесообразные правила. В дальнейшем эта практика стала применяться и в Италии, Мексике, Южной Корее, Венгрии, Кении, Молдове и других странах. Современный метод «регуляторной гильотины» базируется на опыте Швеции и Южной Кореи и был внедрен фирмой Jacobs, Cordova & Associates. Согласно этой модели, есть определенный порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности, который включает в себя следующие этапы:
- Правительство (или другой орган, которому поручено реформирование) определяет цель «регуляторной гильотины» (это может быть отмена законодательных актов для реформирования экономической системы или для стимулирования экономического роста)
- Ведомства предоставляют список всех нормативных актов, относящихся к теме «гильотины». При этом каждый нормативный акт должен иметь обоснование, в котором оценивается необходимость данного акта, его легальность и преимущество для рынка. Таким образом, нормативный акт проходит через разработчиков документа, группу независимых экспертов и предпринимателей, что помогает объективнее оценить целесообразность его отмены или упрощения.
- Формируется общий список (реестр) нормативных актов, прошедших фильтры, а нормативный правовой акт, не включенный в общий реестр, считается недействительным.
Важно отметить и способы реализации «регуляторной гильотины», которые определяются индивидуально по решению государства:
- отмена «старого» регулирования и создание новых правил. Однако, на практике такой способ в масштабах всей страны применить проблематично;
- подготовка списков основополагающих проблемных правовых актов и замена их на заново созданные, что является более распространенным способом;
- общесистемный пересмотр регулирования. В этом случае производится пересмотр всех обязательных государственных требований по установленным объективным критериям, так, пересмотренные нормативно-правовые акты будут одобрены, изменены или утратят силу.
Введение «регуляторной» гильотины в Узбекистане
- Для общественного обсуждения размещен проект постановления Президента Республики Узбекистан «О стратегических направлениях развития органов и учреждений юстиции до 2030 года», основными задачами которого являются совершенствование качества проводимой единой государственной правовой политики, координация правотворческой деятельности.
По предложению Министерства юстиции будет отменено около 2500 устаревших, создающих бюрократические препоны актов законодательства. Планируется ввести новую систему пересмотра утративших свою актуальность законов, на данный момент утратившими силу признаны около 500 актов Президента. Указом устанавливается и ряд новых правил, которым необходимо следовать в процессе нормотворчества и среди которых можно выделить: разграничение актов палат парламента, Президента, Кабинета Министров и органов государственной власти на местах, принятие нового нормативно-правового акта вместо редакции законов. Более того, акты, устанавливающие дополнительные нерабочие дни в период празднования официальных дат, а также организацию проведения мероприятий признаются утратившими силу по окончании этого года.
На Министерство юстиции возлагаются обязанности специального уполномоченного органа по координации деятельности в сфере оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов и их проектов.
Подводя итоги, данная практика, прошедшая свой путь развития в зарубежных странах, приведет Узбекистан к следующим результатам:
- гражданам и предпринимателям станет проще ориентироваться в нормативно-правовых актах и пользоваться ими;
- последует снижение расходов, связанных с использованием юридической информации и услугами юриста, планируется организация и усовершенствование активного консультационного процесса для предпринимателей;
- будут устранены разногласия и дублирование в законодательстве.