Онлайн-мобилизация общественного мнения — это прямой путь к демократическим переменам.Недавно власти опровергли информацию о разработке закона о слежке в социальных сетях. Контролирует ли государство те самые нити, из которых связываются социальные сети?
Статистика по пользователям интернета
Доступ к интернету в Узбекистане резко возрос с 14 миллионов пользователей до примерно 27 миллионов в период с 2017-2021 годов. Узбекистанцы сделали Интернет своим инструментом для выражения мнений, которые табуированы в традиционных СМИ. Однако страна по-прежнему отстает от своих соседей по доступу в интернет. Только 54% населения активны в Интернете по сравнению с 80% в Казахстане и России.
Свобода прессы
Когда в 2016 году президент Шавкат Мирзиёев встал на путь планомерных реформ, иностранные правозащитники вновь сосредоточили свое внимание на свободе прессы. Социальные сети — единственные не связанные с правительством платформы, которые ежедневно охватывают миллионы жителей Узбекистана.
Контроль за социальными сетями
Социальные сети как целостную систему очень сложно контролировать, в основном ввиду того, что проблематично уследить за потокоминформации. С тех пор как два десятилетия назад узбекистанцы начали пользоваться интернетом, правительственные власти осознали онлайн-новости и социальные сети как серьезную угрозу своей власти. Стремясь привлечь граждан к платформам, которые было легче отслеживать, в период президентства Ислама Абдуганиевича Каримова было запущено не менее 38 узбекских социальных сетей, из которых восемь до сих пор активны.
Напротив, Facebook является четвертым по посещаемости веб-сайтом в Узбекистане, за ним следуют российские социальные сети Одноклассники и ВКонтакте. Только у «Одноклассников» около 10 млн узбекских пользователей, из которых 3 млн пользуются сервисом ежедневно.
Узбекская художница Умида Ахмедова подчеркнула важность этих СМИ, объяснив в одном из интервью, что социальные сети были ее единственным средством публикации мнений людей, которые с чем-либо не согласны.
Либерализация и цензура
С момента прихода к власти в декабре 2016 года, Мирзиёев Шавкат Миромонович применяет смешанный подход к вопросам СМИ, сочетая поверхностную либерализацию с продолжающимся преследованием и цензурой критических источников новостей. В феврале 2018 года правительство также разблокировано несколько известных зарубежных новостных сайтов, таких как «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода».
Как рассказал «Human Rights Watch» один из узбекских журналистов:
Никогда не знаешь, где та красная черта, которую нельзя переступать, поэтому лучше держаться от нее подальше.
По сути, сейчас в Узбекистане социальные сети по-прежнему кажутся относительно свободными.