Безопасность в Ташкентском метрополитене: как снизить роль «человеческого» фактора

Новости

Взгляд.uz разбирает, как безопасность Ташкентского метрополитена за последний год обратила на себя внимание граждан и государства, какие меры уже приняты для пресечения инцидентов и что можно перенять из международного опыта в железнодорожной сфере.

Метрополитен, являясь одной из самых часто используемых инфраструктур в мегаполисах, представляет все необходимые удобства для перевозки пассажиров. При этом не стоит забывать, что метро — это общественный транспорт повышенной опасности, ведь массовые скопления людей, совершение террористических атак, а также технологические факторы зачастую приводят к необратимым трагическим последствиям. Именно поэтому транспортная безопасность метрополитена, вернее, ее обеспечение дает о себе знать как государству, так и гражданам. Обеспечение безопасности метрополитена, как первостепенная задача государства в поддержании и развитии инфраструктуры, включает в себя многоплановые задачи. Как в Узбекистане предотвращаются инциденты в метрополитене, что планируется предпринять сейчас и что показывает международный опыт разрешения проблем безопасности на транспорте?




Инциденты в Ташкентском метрополитене и принятие мер

За последний год инциденты в Ташкентском метрополитене случались довольно частно. Остановка поездов, высадка пассажиров для проведения техосмотра, приостановление действия некоторых платежных систем, открывающиеся и незакрывающиеся двери, задымление и короткое замыкание в некоторых вагонах на Юнасабадской линии — все эти технические неисправности требовали принятия решительных мер для их устранения.

 Принятие мер

  • С этого года вступит в силу меморандум о взаимодействии в сфере развития ташкентского метрополитена, подписанный Российским «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Тошкент метрополитени».


Среди запланированных улучшений можно выделить внедрение цифровой системы управления процессами, усовершенствование системы безопасности, диспетчеризация движения, повышение доступности и востребованности метрополитена, а также создание логистического центра для интеграции пригородного, городского пассажирского транспорта и метрополитена.

Разработан и новый проект по повышенному обеспечению безопасности не только в метро, но и на железнодорожном транспорте. В документе закрепляется порядок классификации происшествий и проведения служебной проверки и учета ЧП, связанных с нарушениями правил дорожного движения и требований безопасности движения на железнодорожном транспорте и, в особенности, в метро.

  • Большое внимание уделяется снижению негативного влияния «человеческого фактора» на управление транспортом. Для этого работники будут проходить осмотры для комплексной оценки их физического, психоэмоционального и психологического состояния.


Разрабатывая этот проект, власти Узбекистана изучили опыт стран СНГ в железнодорожной сфере.




Международный опыт

Досмотр пассажиров и багажа

К проблеме безопасности в метрополитене эффективный подход нашла Великобритания. В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Для досмотра багажа британской полицией применяются переносные рентгеновские системы FlatScan-TPXi (система, состоящая из рентгеновского излучателя, ноутбука и детектора) и мобильные рентгеновские установки FlatScan-PODкомпании3DX-Ray (состоит из досмотровой камеры и нескольких отсеков, в которые устанавливаются детектор и излучатель). Такие системы позволяют предостеречь пассажиров от потенциальной опасности, производя осмотр багажей по системе, широко распространенной в аэропортах.

  • В Нью-Йорке служба охраны метрополитена также имеет право проводить досмотр пассажиров и багажа. Для этого нью-йоркские полицейские пользуются портативными детекторами взрывчатых веществ, которые в свою очередь могут распознавать и обнаруживать взрывчатые, наркотические, боевые и промышленные отравляющие химические вещества.






Система видеонаблюдения

В Великобритании установили «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Даже обычные камеры видеонаблюдения, установленные на станциях метрополитенов, помогают расследовать и предотвращать правонарушения и чрезвычайные ситуации. Более того, в Израиле производят специальные датчики с интеллектуальной системой видеонаблюдения, видеоанализа и цифровой видеозаписи для коллективного анализа, моделирования и расследования инцидентов. Такие технологии позволяют управлять событиями в реальном времени и осуществлять одновременно хронологическую, визуальную и звуковую регистрацию происшествий для их точной реконструкции и расследования.




Предотвращение терактов

Помимо системы быстрого обнаружения взрывчатых и радиоактивных веществ, есть и комплексный подход к проблеме, разработанный Францией. Призывы к бдительности стали одной из действенных и эффективных антитеррористических мер. Специальный план «Вижипират» предусматривает различные методы безопасности, которые включают в себя организацию усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей, масштабную проверку документов, смену урн на прозрачные пластиковые мешки, которые сразу привлекают внимание.

Проблема обеспечения безопасности в железнодорожном транспорте и метро широко распространена и затрагивает большое число жизней людей по всему миру. Таким образом, для предотвращения угроз и минимизации негативных последствий  следует внедрять проверенные способы обеспечения безопасности, такие как тщательный контроль и осмотр пассажиров, установление системы видеонаблюдения и ситуативных центров, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции, слаженная работа органов внутренних дел, квалифицированный и психологически здоровый персонал метрополитена, соблюдение мер предосторожности со стороны пассажиров, снижение уровня негативного воздействия «человеческого» фактора на инфраструктуру.

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.