Инциденты в Ташкентском метрополитене и принятие мер
За последний год инциденты в Ташкентском метрополитене случались довольно частно. Остановка поездов, высадка пассажиров для проведения техосмотра, приостановление действия некоторых платежных систем, открывающиеся и незакрывающиеся двери, задымление и короткое замыкание в некоторых вагонах на Юнасабадской линии — все эти технические неисправности требовали принятия решительных мер для их устранения.
Принятие мер
- С этого года вступит в силу меморандум о взаимодействии в сфере развития ташкентского метрополитена, подписанный Российским «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Тошкент метрополитени».
Среди запланированных улучшений можно выделить внедрение цифровой системы управления процессами, усовершенствование системы безопасности, диспетчеризация движения, повышение доступности и востребованности метрополитена, а также создание логистического центра для интеграции пригородного, городского пассажирского транспорта и метрополитена.
Разработан и новый проект по повышенному обеспечению безопасности не только в метро, но и на железнодорожном транспорте. В документе закрепляется порядок классификации происшествий и проведения служебной проверки и учета ЧП, связанных с нарушениями правил дорожного движения и требований безопасности движения на железнодорожном транспорте и, в особенности, в метро.
- Большое внимание уделяется снижению негативного влияния «человеческого фактора» на управление транспортом. Для этого работники будут проходить осмотры для комплексной оценки их физического, психоэмоционального и психологического состояния.
Разрабатывая этот проект, власти Узбекистана изучили опыт стран СНГ в железнодорожной сфере.
Международный опыт
Досмотр пассажиров и багажа
К проблеме безопасности в метрополитене эффективный подход нашла Великобритания. В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Для досмотра багажа британской полицией применяются переносные рентгеновские системы FlatScan-TPXi (система, состоящая из рентгеновского излучателя, ноутбука и детектора) и мобильные рентгеновские установки FlatScan-PODкомпании3DX-Ray (состоит из досмотровой камеры и нескольких отсеков, в которые устанавливаются детектор и излучатель). Такие системы позволяют предостеречь пассажиров от потенциальной опасности, производя осмотр багажей по системе, широко распространенной в аэропортах.
- В Нью-Йорке служба охраны метрополитена также имеет право проводить досмотр пассажиров и багажа. Для этого нью-йоркские полицейские пользуются портативными детекторами взрывчатых веществ, которые в свою очередь могут распознавать и обнаруживать взрывчатые, наркотические, боевые и промышленные отравляющие химические вещества.
Система видеонаблюдения
В Великобритании установили «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Даже обычные камеры видеонаблюдения, установленные на станциях метрополитенов, помогают расследовать и предотвращать правонарушения и чрезвычайные ситуации. Более того, в Израиле производят специальные датчики с интеллектуальной системой видеонаблюдения, видеоанализа и цифровой видеозаписи для коллективного анализа, моделирования и расследования инцидентов. Такие технологии позволяют управлять событиями в реальном времени и осуществлять одновременно хронологическую, визуальную и звуковую регистрацию происшествий для их точной реконструкции и расследования.
Предотвращение терактов
Помимо системы быстрого обнаружения взрывчатых и радиоактивных веществ, есть и комплексный подход к проблеме, разработанный Францией. Призывы к бдительности стали одной из действенных и эффективных антитеррористических мер. Специальный план «Вижипират» предусматривает различные методы безопасности, которые включают в себя организацию усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей, масштабную проверку документов, смену урн на прозрачные пластиковые мешки, которые сразу привлекают внимание.
Проблема обеспечения безопасности в железнодорожном транспорте и метро широко распространена и затрагивает большое число жизней людей по всему миру. Таким образом, для предотвращения угроз и минимизации негативных последствий следует внедрять проверенные способы обеспечения безопасности, такие как тщательный контроль и осмотр пассажиров, установление системы видеонаблюдения и ситуативных центров, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции, слаженная работа органов внутренних дел, квалифицированный и психологически здоровый персонал метрополитена, соблюдение мер предосторожности со стороны пассажиров, снижение уровня негативного воздействия «человеческого» фактора на инфраструктуру.