Узбекистан обрёл стратегическую важность для Евросоюза
Взгляд.uz приводит разбор отношений и приоритетов сотрудничества Узбекистана со странами Европейского союза.
27 октября в столице Казахстана состоится первое заседание в формате «Центральная Азия - Европейский Союз». В мероприятии лично поучаствует Шавкат Мирзиёев.
В рамках встречи на высшем уровне выступят лидеры стран и президент Европейского совета Шарль Мишель. Стороны обменяются мнениями по политическому, межрегиональному и секторальному сотрудничеству, а также обсудят вопросы международного характера.
Регион Центральной Азии приобретает особое значение для внерегиональных крупных государств и авторитетных международных структур, в числе которых отдельное место занимает Европейский Союз. Особую роль в этом процессе сыграли инициативы Узбекистана.
Саммит «Центральная Азия – Евросоюз» проводится впервые. Это свидетельствует о достигнутом высоком уровне политического диалога, а также росте важности ЦА в глобальной архитектуре обеспечения безопасности и устойчивого развития.
Приоритетность региона во внешней политике Евросоюза проявились в новой Стратегии ЕС по Центральной Азии от 2019 года. В документе подчеркивается растущая значимость Центральноазиатского региона для Евросоюза, учитывая следующие факторы:
Повышение уровня сотрудничества с ЕС способствует укреплению субъектности Центральной Азии в качестве самостоятельного субъекта в системе международных отношений.
Узбекистан осуществляет активный диалог с Евросоюзом в формате межрегионального взаимодействия «Центральная Азия – Евросоюз», в ходе которого ведутся переговоры по вопросам безопасности, стабильности и устойчивого развития.
17-18 ноября в Самарканде пройдёт конференция в формате «Центральная Азия — Евросоюз: Глобальный шлюз» по устойчивой взаимосвязанности, а также министерская встреча в данном формате. Проведение сразу двух мероприятий межрегионального характера в Самарканде демонстрирует стратегическую важность Узбекистана для Евросоюза.
Европейский союз всецело поддерживает программу реформ в Узбекистане под руководством Шавката Мирзиёева. За последние 5 лет Брюссель неоднократно выражал поддержу программы реформ Узбекистана посредством технической и финансовой помощи.
В рамках программ финансово-технического содействия на 2021-2024 годы Евросоюз выделил Узбекистану 83 млн евро для реализации двусторонних проектов. При этом за 2014-2020 годы ЕС выделил 168 млн евро.
Узбекистан и Евросоюз готовятся к подписанию нового Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве. Документ обеспечит углубление сотрудничества Узбекистана со странами ЕС, так как охватывает более широкий спектр вопросов касательно внешней политики, экономики, безопасности, предотвращения конфликтов, борьбы с нелегальной миграцией и коррупцией.
Узбекистан и Евросоюз активно сотрудничают в сферах, связанных с институциональными реформами, вопросами устойчивого развития.
Тема экологии и охраны окружающей среды также в числе приоритетных направлений партнёрства с Евросоюзом.
Важным механизмом взаимодействия в экологической сфере Узбекистана с Евросоюзом стали такие программы как WECOOP (Диалог по охране окружающей среды и изменения климата) и CAWEP (Центральноазиатская водно-энергетическая программа).
Не менее важным стал проект «Мой сад в Аральском море» по озеленению пустыни Аралкум и близлежащих населённых пунктов Каракалпакстана путём высадки 27 тысяч саженцев деревьев на дне высохшего Аральского моря до конца 2022 года.
Европейский Союз содействует решению вопросов социально-экономического развития региона Приаралья. В рамках финансово-технического содействия Евросоюза реализуется проект «Вклад ЕС в Многопартнёрский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья» на сумму 5,2 млн евро.
На протяжении 25 лет совместно с Евросоюзом реализовано более 80 проектов образовательной программы «Темпус» на сумму 32,2 млн евро с участием 55 вузов Узбекистана и 71 вуза стран-членов ЕС.
С 2014 года в рамках образовательной программы «Эразмус+» профинансировано 43 проекта с бюджетом более 36,6 млн евро по повышению потенциала высшего образования, в которых задействовали 65 вузов, более 20 отраслевых ведомств и организаций Узбекистана, а также 117 европейских вузов.
Евросоюз вносит важный вклад в обеспечение безопасности Центральной Азии. Стороны развивают сотрудничество по линии содействия укреплению пограничного сотрудничества.
Этой цели служит «Программа содействия управлению границами в Центральной Азии». Программа ориентирована на оказание содействия правительствам в развитии и реформировании государственного управления миграцией, политики мобильности и содействия торговле, расширение возможностей пограничных и миграционных ведомств.
Также в рамках «КАДАП», Программы ЕС по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии, европейская сторона строит диалог с силовыми структурами государств ЦА по повышению их потенциала, изучению передового опыта стран региона в различных аспектах борьбы с распространением наркотиков в регионе.
Узбекистан отводит центральное место в отношениях с Евросоюзом сфере торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия.
Начиная с первых лет независимости отношения в экономической сфере последовательно набирают обороты. Узбекистан установил режим наибольшего благоприятствования в торговле с 27 странами ЕС.
Позитивной динамике товарооборота содействовало получение статуса бенефициара Всеобщей системы преференций Евросоюза «GSP+» в 2021 году. Членство дает Узбекистану дополнительные экономические выгоды за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, охватываемых GSP.
Значительная поступательная динамика наблюдается в сфере торговли. Если в 2016 году товарооборот составлял порядка $1,98 млрд, то в 2021 году обмен товарами вырос в два раза и составил $3,89 млрд.
За январь-сентябрь 2022 года товарооборот вырос на 15% и составил $3,1 млрд:
Преимущественно Узбекистан продает Евросоюзу текстиль, химическую продукцию, цветные и недрагоценные металлы, пластмассу, продовольственные товары.
Принятие Евросоюзом в 2016 году «текстильного протокола» позволило значительно нарастить экспорт текстильной продукции. Только по итогам 9 месяцев 2022 года экспорт текстильной продукции вырос на 89,3%, составив 25,6% в структуре узбекского экспорта в ЕС.
Хотя импорт в Узбекистан составляет 85% от общего товарооборота с Евросоюзом, доля технологической продукции (машины и оборудования) в структуре импорта составляет 42,4% ($1,4 млрд.), что указывает на процессы технологического перевооружения промышленности Узбекистана, инвестиции в производственную базу страны.
Основные торговые партнёры Узбекистана в ЕС:
Растет интерес европейских инвесторов к региону. Это видно по темпу роста количества совместных предприятий с участием капитала европейских стран. Если в 2017 г. число предприятий с участием капитала стран ЕС было 440, то на сегодня это 1052 предприятия, из которых более 300 – со 100% европейским капиталом. Рост в 2,4 раза.
У европейских инвесторов растет интерес к региону. Если в 2017 году число предприятий с капиталом из Евросоюза было 440 единиц, то сейчас их 1052, из которых более 300 полностью созданы на "европейские деньги".
Евросоюз всецело поддерживает политику, проводимую Узбекистаном в отношении стабилизации ситуации в Афганистане, восстановлению взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.
Представители ЕС приняли участие во всех международных мероприятиях в регионе касательно ситуации в Афганистане. С 2021 года активизировалось взаимодействие спецпосланников стран ЦА и ЕС по Афганистану, стороны приняли решение о создании региональной платформы с соседями Афганистана и помощи Кабулу и соседним странам в размере 1,2 млрд евро в течение трёх лет.
В сентябре 2018 года Европейский Союз опубликовал Стратегию связанности между ЕС и Азией, объявив «связанность» в качестве новой концепции экономической дипломатии.
Ключевым звеном в взаимосвязанности между Европой и Азией является Центральная Азия, рассматриваемая как естественный связующий узел в рамках единого взаимосвязанного макрорегиона, где главным аспектом стратегии объявлено содействие региональному сотрудничеству.
Регион Центральной Азии последовательно приобретает стратегический характер для Евросоюза — это во многом обусловлено консолидацией региона вокруг общих интересов вкупе с новой региональной политикой Ташкента, нацеленной на поддержание добрососедства, конструктивный диалог и решение общих проблем путем диалога.
Интенсификация взаимоотношений Узбекистана как с Евросоюзом, так и с её странами-членами демонстрирует особую обоюдную заинтересованность
в тесном контакте.
В рамках встречи на высшем уровне выступят лидеры стран и президент Европейского совета Шарль Мишель. Стороны обменяются мнениями по политическому, межрегиональному и секторальному сотрудничеству, а также обсудят вопросы международного характера.
Значимость события
Регион Центральной Азии приобретает особое значение для внерегиональных крупных государств и авторитетных международных структур, в числе которых отдельное место занимает Европейский Союз. Особую роль в этом процессе сыграли инициативы Узбекистана.
Саммит «Центральная Азия – Евросоюз» проводится впервые. Это свидетельствует о достигнутом высоком уровне политического диалога, а также росте важности ЦА в глобальной архитектуре обеспечения безопасности и устойчивого развития.
Приоритетность региона во внешней политике Евросоюза проявились в новой Стратегии ЕС по Центральной Азии от 2019 года. В документе подчеркивается растущая значимость Центральноазиатского региона для Евросоюза, учитывая следующие факторы:
- географическое положение;
- ключевую роль в соединении Европы и Азии;
- огромные энергетические ресурсы;
- значительный рыночный потенциал (более 70 млн. жителей, 35% из которых моложе 15 лет).
Повышение уровня сотрудничества с ЕС способствует укреплению субъектности Центральной Азии в качестве самостоятельного субъекта в системе международных отношений.
Узбекистан и ЕС
Узбекистан осуществляет активный диалог с Евросоюзом в формате межрегионального взаимодействия «Центральная Азия – Евросоюз», в ходе которого ведутся переговоры по вопросам безопасности, стабильности и устойчивого развития.
17-18 ноября в Самарканде пройдёт конференция в формате «Центральная Азия — Евросоюз: Глобальный шлюз» по устойчивой взаимосвязанности, а также министерская встреча в данном формате. Проведение сразу двух мероприятий межрегионального характера в Самарканде демонстрирует стратегическую важность Узбекистана для Евросоюза.
Европейский союз всецело поддерживает программу реформ в Узбекистане под руководством Шавката Мирзиёева. За последние 5 лет Брюссель неоднократно выражал поддержу программы реформ Узбекистана посредством технической и финансовой помощи.
В Евросоюзе высоко оценивают и неизменно поддерживают продолжение программы необратимых реформ в Узбекистане, направленных на дальнейшее углубление демократических и социально-экономических преобразований в стране, — Спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Тери Хакала.
В рамках программ финансово-технического содействия на 2021-2024 годы Евросоюз выделил Узбекистану 83 млн евро для реализации двусторонних проектов. При этом за 2014-2020 годы ЕС выделил 168 млн евро.
Узбекистан и Евросоюз готовятся к подписанию нового Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве. Документ обеспечит углубление сотрудничества Узбекистана со странами ЕС, так как охватывает более широкий спектр вопросов касательно внешней политики, экономики, безопасности, предотвращения конфликтов, борьбы с нелегальной миграцией и коррупцией.
Узбекистан и Евросоюз активно сотрудничают в сферах, связанных с институциональными реформами, вопросами устойчивого развития.
Экология и образование
Тема экологии и охраны окружающей среды также в числе приоритетных направлений партнёрства с Евросоюзом.
Важным механизмом взаимодействия в экологической сфере Узбекистана с Евросоюзом стали такие программы как WECOOP (Диалог по охране окружающей среды и изменения климата) и CAWEP (Центральноазиатская водно-энергетическая программа).
Не менее важным стал проект «Мой сад в Аральском море» по озеленению пустыни Аралкум и близлежащих населённых пунктов Каракалпакстана путём высадки 27 тысяч саженцев деревьев на дне высохшего Аральского моря до конца 2022 года.
Европейский Союз содействует решению вопросов социально-экономического развития региона Приаралья. В рамках финансово-технического содействия Евросоюза реализуется проект «Вклад ЕС в Многопартнёрский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья» на сумму 5,2 млн евро.
На протяжении 25 лет совместно с Евросоюзом реализовано более 80 проектов образовательной программы «Темпус» на сумму 32,2 млн евро с участием 55 вузов Узбекистана и 71 вуза стран-членов ЕС.
С 2014 года в рамках образовательной программы «Эразмус+» профинансировано 43 проекта с бюджетом более 36,6 млн евро по повышению потенциала высшего образования, в которых задействовали 65 вузов, более 20 отраслевых ведомств и организаций Узбекистана, а также 117 европейских вузов.
Безопасность
Евросоюз вносит важный вклад в обеспечение безопасности Центральной Азии. Стороны развивают сотрудничество по линии содействия укреплению пограничного сотрудничества.
Этой цели служит «Программа содействия управлению границами в Центральной Азии». Программа ориентирована на оказание содействия правительствам в развитии и реформировании государственного управления миграцией, политики мобильности и содействия торговле, расширение возможностей пограничных и миграционных ведомств.
Также в рамках «КАДАП», Программы ЕС по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии, европейская сторона строит диалог с силовыми структурами государств ЦА по повышению их потенциала, изучению передового опыта стран региона в различных аспектах борьбы с распространением наркотиков в регионе.
Экономика и инвестиции
Узбекистан отводит центральное место в отношениях с Евросоюзом сфере торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия.
Начиная с первых лет независимости отношения в экономической сфере последовательно набирают обороты. Узбекистан установил режим наибольшего благоприятствования в торговле с 27 странами ЕС.
Позитивной динамике товарооборота содействовало получение статуса бенефициара Всеобщей системы преференций Евросоюза «GSP+» в 2021 году. Членство дает Узбекистану дополнительные экономические выгоды за счет полной отмены тарифов на две трети продуктовых линеек, охватываемых GSP.
Значительная поступательная динамика наблюдается в сфере торговли. Если в 2016 году товарооборот составлял порядка $1,98 млрд, то в 2021 году обмен товарами вырос в два раза и составил $3,89 млрд.
За январь-сентябрь 2022 года товарооборот вырос на 15% и составил $3,1 млрд:
- экспорт – $619,5 млн (+68,5%);
- импорт – $2,5 млрд (+6,5%).
Преимущественно Узбекистан продает Евросоюзу текстиль, химическую продукцию, цветные и недрагоценные металлы, пластмассу, продовольственные товары.
Принятие Евросоюзом в 2016 году «текстильного протокола» позволило значительно нарастить экспорт текстильной продукции. Только по итогам 9 месяцев 2022 года экспорт текстильной продукции вырос на 89,3%, составив 25,6% в структуре узбекского экспорта в ЕС.
Хотя импорт в Узбекистан составляет 85% от общего товарооборота с Евросоюзом, доля технологической продукции (машины и оборудования) в структуре импорта составляет 42,4% ($1,4 млрд.), что указывает на процессы технологического перевооружения промышленности Узбекистана, инвестиции в производственную базу страны.
Основные торговые партнёры Узбекистана в ЕС:
- Германия ($828 млн);
- Чехия ($532 млн);
- Литва ($507 млн);
- Латвия ($367 млн);
- Италия ($348 млн);
- Франция ($221 млн);
- Нидерланды ($191 млн);
- Польша ($186 млн).
Растет интерес европейских инвесторов к региону. Это видно по темпу роста количества совместных предприятий с участием капитала европейских стран. Если в 2017 г. число предприятий с участием капитала стран ЕС было 440, то на сегодня это 1052 предприятия, из которых более 300 – со 100% европейским капиталом. Рост в 2,4 раза.
У европейских инвесторов растет интерес к региону. Если в 2017 году число предприятий с капиталом из Евросоюза было 440 единиц, то сейчас их 1052, из которых более 300 полностью созданы на "европейские деньги".
Дипломатическая поддержка
Евросоюз всецело поддерживает политику, проводимую Узбекистаном в отношении стабилизации ситуации в Афганистане, восстановлению взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.
Представители ЕС приняли участие во всех международных мероприятиях в регионе касательно ситуации в Афганистане. С 2021 года активизировалось взаимодействие спецпосланников стран ЦА и ЕС по Афганистану, стороны приняли решение о создании региональной платформы с соседями Афганистана и помощи Кабулу и соседним странам в размере 1,2 млрд евро в течение трёх лет.
В сентябре 2018 года Европейский Союз опубликовал Стратегию связанности между ЕС и Азией, объявив «связанность» в качестве новой концепции экономической дипломатии.
Ключевым звеном в взаимосвязанности между Европой и Азией является Центральная Азия, рассматриваемая как естественный связующий узел в рамках единого взаимосвязанного макрорегиона, где главным аспектом стратегии объявлено содействие региональному сотрудничеству.
Регион Центральной Азии последовательно приобретает стратегический характер для Евросоюза — это во многом обусловлено консолидацией региона вокруг общих интересов вкупе с новой региональной политикой Ташкента, нацеленной на поддержание добрососедства, конструктивный диалог и решение общих проблем путем диалога.
Интенсификация взаимоотношений Узбекистана как с Евросоюзом, так и с её странами-членами демонстрирует особую обоюдную заинтересованность
в тесном контакте.
Эксперты МИЦА, ИСМИ, ЦЭИР, ИАЦМО, УМЭД