Исторический фильм получит название «Звёздные светочи: Навои и Джами» и расскажет о творчестве и дружбе двух великих поэтов. Известно, что съемка будет происходить в местах, которые сыграли важную роль в жизни деятелей искусства.
В фильме совместно работают узбекские и таджикские кинематографисты. Примечательно, что в процессе съемок фильма также примет участие Люк Бессон.
В 2022 году режиссёр посетил XIV Ташкентский международный кинофестиваль. В ходе встречи он поделился своим опытом в киноискусстве.
Я высоко оцениваю вклад правительства Узбекистана в кинематограф. Я бы хотел, чтобы и в моей стране государство предоставляло кинематографу такой же широкий спектр возможностей, — отметил режиссёр.
Люк Бессон — французский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель. Он известен всему миру как создатель фильмов «Леон», «Пятый элемент», «Такси», «13-й район», «Перевозчик».
Редакция Вгляд.uz решила рассказать, как развивался кинематограф в Узбекистане.
Как в Узбекистане зародился кинематограф?
История кино в Узбекистане берёт своё начало в 1908 году. Первые кинокадры были отсняты Худайбергеном Девановым, который изучал кинооператорство и фотодело у немецкого кинолюбителя Вильгельма Пеннера. В обстановке ортодоксального исламского общества Деванову удалось стать первым фотографом, а уже потом первым кинооператором Хивинского ханства.
В 1908 году в Хивинском ханстве начала работать первая кинофотолаборатория. Первый сюжет, который отснял Деванов, назывался «Халк сайиллари» («Народные гулянья») и фиксировал на кинопленку сюжеты этнокультурного характера, достопримечательностей Хорезма.
В первое десятилетие в городах Туркестана появилось большое количество помещений, предназначенных для кинопоказов. В 1912-1914 годах в Ташкенте существовало около 15 кинотеатров — «Мулен Руж», «Колизей», «Модерн», «Аполло», «Фильма», «Одеон», «Эльже», «Хива».
[caption id="attachment_61187" align="aligncenter" width="892"] Фото: Первый фотограф Худойберган Деванов[/caption]
Период СССР
В 1924 году в Бухаре учредили кинотоварищество «Бухкино», в котором было возможно проводить кинопрокат и эксплуатацию картин по региону и странам Востока. В том же году началась работа по созданию первого совместного российско-узбекского фильма «Минарет смерти», демонстрация которого состоялась в Бухаре в 1925 году.
В марте 1925 года в Ташкенте, в здании медресе Ишанкули открылась кинофабрика «Шарк Юлдузи», которая стала первой производственной киностудией во всей Средней Азии. Именно в 20-е годы были заложены эстетические основы узбекского немого кино: воплощать в самых разных жанрах, фильмах разного кинематографического уровня новую идеологию.
Процесс развития киноискусства Узбекистана в начале 30-х годов был очень сложен и противоречив. В этот период кинематограф развивался «в русле идей социалистического реализма, как часть многонационального советского искусства», главный постулат которого выражался формулой «искусство должно быть социалистическим по содержанию и национальным по форме».
В 1970-1980-е годы при поддержке Ш. Рашидова были сняты три больших исторических сериала: «Сокровища Улугбека» по произведению Адыла Якубова, 10-серийный видеофильм «Алишер Навои» по роману Айбека, 17-серийный сериал «Огненные дороги» по роману Камиль Яшена. В 1990 году был снят 10 серийный исторический сериал «Бабур» по роману Пиримкул Кадырова.
С конца 80-х годов началось переосмысление эпохи «социалистической реальности» («Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу»).
[caption id="attachment_61188" align="aligncenter" width="1024"] Фото: Кадры из фильма «Тахир и Зухра», 1945 год.[/caption]
[caption id="attachment_61189" align="aligncenter" width="720"] Фото: Кадры из фильма «Очарован тобой», 1958.[/caption]
Кино независимого Узбекистана
В разные годы на студии работали Камиль Ярматов, Латиф Файзиев, Загид Сабитов, Равиль Батыров, Эльёр Ишмухамедов, Учкун Назаров, Шухрат Аббасов, Али Хамраев и другие. В киноклассику вошли фильмы «Очарован тобой», «Об этом говорит вся махалля», «Минувшие дни».
С 1998 года в Узбекистане начался новый этап развития кино, который был ориентирован на выбор национальной стилистики («Чимилдик» М. Абзалова, «Чаёнгул» С. Назармухамедова, «Пари Момо» М. Раджабова).
В 2004 году государственная акционерная компания «Узбеккино» была преобразована в Национальное агентство «Узбеккино». А в апреле 2021 года его переименовали в Агентство кинематографии Республики Узбекистан.
Кроме того, в 2021 году был учрежден Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути», который проводится на регулярной основе начиная с 2021 года.
[caption id="attachment_61191" align="aligncenter" width="1280"] Фото: Кадр из фильма «Две тысячи песен Фариды», 2020 год.[/caption]
По мнению ученых, на сегодняшний день узбекское кино развивается быстрыми темпами.
Сегодня узбекское искусство кино развивается быстрыми темпами, на основе зарубежного опыта обогащаясь формой и содержанием, набирает положительный опыт, всесторонне пользуется современной техникой и технологиями и вышло на новый этап развития. Создаются художественно и идейно целостные произведения, повсеместно решаются проблемы, связанные с созданием художественного образа. Учитывая быстрое развитие узбекского киноискусства, все большую актуальность приобретает теоретическое изучение искусствоведческой наукой кинооператорского искусства.